АООП
Описание образовательной программы
Описание к
адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования (вариант 6.3.)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального
общего образования (далее НОО) МОУ СОШ № 62 для обучающихся с НОДА – это
образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического
развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с НОДА самостоятельно
разработана и утверждена МОУ СОШ № 62, осуществляющим образовательную
деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для обучающихся с НОДА. Адаптированная основная образовательная
программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N
99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской
Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с
ОВЗ;
- Устав МОУ СОШ № 62.
Принципы и подходы к формированию адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО МОУ СОШ № 62 для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и
деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для
детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих
обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом
типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов
образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного
плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно
сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный
подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
МОУ СОШ № 62 является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержания образования. АООП начального общего образования для обучающихся с
НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностн-значимого
характера;
- прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с НОДА МОУ СОШ № 62
положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного
процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание
образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие
предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке
и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно
отсталых обучающихся с НОДА МОУ СОШ № 62 учитывает особенности их
психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные
потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Целью реализации АООП НОО для умственно отсталых обучающихся с НОДА
является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое), в
соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностями.
Срок освоения адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования вариант 6.3. – 5 лет.
Описание к
адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования (вариант 7.2.)
Адаптированная основная
общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования
(далее – НОО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЗПР с учетом
особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию. АООП НОО обучающихся с ЗПР самостоятельно разрабатывается и
утверждается МОУ СОШ № 62 (далее Школа), осуществляющей образовательную
деятельность в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР.
АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит
три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее
назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР Школы, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную
записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО; систему
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее
содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов:
- программу формирования универсальных
учебных действий;
- программу отдельных учебных
предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программу духовно-нравственного
развития и воспитания;
- программу формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает
учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления
внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ Школа создала вариант 7.2. АООП НОО обучающегося с
ЗПР. Вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные
требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации,
обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных
потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение
образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития,
места проживания обучающегося. Определение варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций Центральной
психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.