Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков,
владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи обучения русскому языку:
- научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст
- выработать элементарные навыки грамотного письма и культуры речи
- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
- формировать нравственные качества
- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки
- развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их
умственному и речевому развитию.
- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Содержание учебного предмета
Разделы
Повторение
Звуки и буквы
Слово
Кол
час.
Краткое содержание раздела
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков
и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и
количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных.
Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки гласные и согласные, их различение.
·
Гласные ударные и безударные. Их различение в
двусложных словах. Постановка знака ударения.
·
Слова с гласной э.
·
Слова с буквами и и й, их различение.
·
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после
гласных.
·
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р —
л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и
в произношении. Написание слов с этими согласными.
·
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в
произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е,
ю, я.
·
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце
слова.
·
Практические упражнения в чтении и написании слов с
разделительными ь и ъ.
Изучение слов, обозначающих предметы:
·
называние предметов и различение их по вопросам кто?
что?;
·
называние одного предмета и нескольких одинаковых
предметов (стол — столы; рама — рамы);
·
различение основных частей хорошо знакомых предметов
(стул — спинка, сиденье, ножки);
·
сравнение двух предметов и определение признаков
различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым
категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
·
называние действий предметов по вопросам что делает?
что делают?
·
группировка действий по признаку их однородности (кто
как голос подает, кто как передвигается);
·
различение предметов по их действиям (птица летает, а
рыба плавает);
·
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со
словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).
Раздельное написание предлога со словом, к которому он
относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне,
взятых из словаря учебника.
Предложение
Связная
письменная речь
Письмо и
чистописание
Практическое знакомство с построением простого предложения:
·
составление предложения по вопросу, картинке, на тему,
предложенную учителем;
·
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
·
составление предложения из слов, данных в нужной
форме вразбивку;
·
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в
конце предложения.
Расположение
двух-трех
коротких
предложений
в
последовательном порядке (по картинкам или после устного
разбора с учителем).
· Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных
картинок.
· Правильное использование личных местоимений вместо
имени существительного.
Совершенствование техники письма.
·
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в
слова.
·
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений
по учебнику в соответствии с заданием.
·
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам.
Проверка слов путем орфографического проговаривания.
·
Письмо под диктовку простых по структуре предложений,
состоящих из слов, написание которых не расходится с
произношением; списывание слов со вставкой пропущенных
букв.
·
Списывание предложений с дополнением пропущенных
слов по картинкам.
·
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы,
определенного слога и т. д.
·
Составление под руководством учителя из букв разрезной
азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их
запись; составление и запись предложений из трех-четырех
данных вразбивку слов.
·
Запись коротких предложений, составленных с помощью
учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем
природы.
Устная речь
Повторение пройденного за год.
·
Составление простых распространенных предложений по
вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по
предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
·
Правильное употребление форм знакомых слов при
ответах на вопросы и составление предложений. Использование
предлогов у, к, с и некоторых наречий.
·
Связное высказывание по предложенному плану в виде
вопросов (3—4 пункта).
В конце учебного года обучающиеся
Научатся:
• анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные
звонкие и глухие, р-л, свистящие и
шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
• списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по
структуре предложения, текст после
предварительного анализа;
• писать предложения с заглавной буквы;
• составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Будут знать:
• прописные и строчные буквы;
• гласные и согласные буквы;
• звонкие и глухие согласные;
• твердые и мягкие согласные;
• знак ударения;
• правила переноса слов;
• правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
• правила оформления предложения.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
- старается договариваться, уступать, находить;
- проявляет интерес к процессу письма, способам решения новой частной задачи, желание учиться.
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Так же:
Минимальный уровень:
• дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие,
твёрдые и мягкие согласные;
правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);
•
•
•
•
•
•
•
определять значение слов, соотнося их с картинками;
делить слова на слоги;
группировать слова-названия предметов и названия действий;
приводить в качестве примеров слова этих категорий:
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
грамотно писать по памяти словарные слова;
писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с
произношением (8-10 слов)
Достаточный уровень:
• различать сходные по начертанию буквы;
• называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
• составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
• списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
• составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;
• делить слова на слоги;
• писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с
произношением (6 слов).
Метапредметные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- организовывать свою работу.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема урока
Знакомство с учебником. Выделение звука и буквы в
слове.
Слово. Предмет и слово, называющее предмет.
Предложение. Правило записи предложения.
Предложение и его схема.
Распространение предложений.
Составление предложений с данным словом.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Слова, которые различаются одним звуком.
Слова, которые различаются количеством звуков.
Слова, которые различаются последовательностью
звуков.
Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные
звуки и буквы».
Работа над ошибками. Составление слов из одинаковых
букв.
Ударение в словах. Знакомство со знаком ударения.
Выделение ударного гласного в слове.
Деление слов на слоги.
Гласные в образовании слогов.
Деление слов со звуками и-й на слоги.
Перенос слов по слогам.
Колво
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
План
Факт
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Словарный диктант. Перенос слов по слогам.
Работа над ошибками. Повторение пройденного
материала.
Различение б-п.
Различение в-ф.
Различение г-к.
Различение д-т.
Различениеж-ш.
Различение з-с.
Различение звонких и глухих согласных.
Упражнения в различении парных согласных.
Шипящие согласные.
Свистящие согласные.
Различение шипящих и свистящих согласных.
Словарный диктант. Дифференциация с – ш.
Работа над ошибками.Дифференциация ц, ч, щ.
Буква е в начале слова или слога.
Буква ё в начале слова или слога.
Буква ю, в начале слова или слога.
Буква я в начале слова или слога.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
Контрольное списывание по теме «Гласные буквы е,ё,ю,я
в начале слова и слога».
Гласные и-ы после твёрдых и мягких согласных.
Гласные о-ё после твёрдых и мягких согласных.
Гласныеу-ю после твёрдых и мягких согласных.
Гласные а-я после твёрдых и мягких согласных.
Гласная е после мягких согласных.
Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие
согласные».
Работа над ошибками. Различение твердых и мягких
согласных..
Повторение по теме "Твердые и мягкие согласные".
Буква Ь(мягкий знак) для обозначения мягкости
согласных на конце слова.
Письмо слов с мягкими согласными на конце.
Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова.
Различение слов с твёрдым и мягким согласным на конце.
Контрольное списывание по теме "Мягкий знак (ь) на
конце слова. ".
Предмет и его название.
Названия предметов, отвечающие на вопрос ЧТО?
Названия частей предмета.
Различение сходных предметов и их названий.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
Обобщающее слово для группы однородных предметов.
Названия предметов, отвечающие на вопрос КТО?
Обобщающее слово для группы однородных предметов..
Слова отвечающие на вопросы кто? и что?.
Слова обозначающие один и несколько одинаковых
предметов
Контрольный диктант по теме «Слова, отвечающие на
вопросы Кто? Что?».
Работа над ошибками. Слова отвечающие на вопросы
кто? и что?(закрепление).
Большая буква в именах людей.
Большая буква в именах и фамилиях людей.
Большая буква в кличках животных.
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках
животных.
Контрольное списывание по теме"Имена собственные".
Действие и его название. Названия действий, отвечающие
на вопрос что делает?
Названия действий , отвечающие на вопрос что делают?
Подбор названий действий к названиям предметов.
Подбор названий действий к названиям предметов.
Различение названий действий по вопросам.
Различение названий предметов и названий действий по
вопросам.
Контрольное списывание по теме "Слова, обозначающие
действия"
Повторение по теме «Слова, обозначающие действия».
Предлог как отдельное слово.
Употребление предлогов в предложении.
Выделение «трудной» гласной в словах.
Написание гласных в словах – родственниках.
Выделение предложения из текста.
Правила записи предложения.
Предложение и его схема
Различение набора слов и предложения.
Порядок слов в предложении.
Завершение начатого предложения.
Словарный диктант (картинный).Составление
предложений по предметной картинке.
Работа над ошибками. Правила записи
предложения(закрепление).
Составление предложений по предметной картинке.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Предложения-вопросы и предложения-ответы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками. Составление рассказа по картинке
с помощью вопросов.
Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные
Мягкий знак на конце слова.
Названия предметов и действий.
Названия предметов.
Названия действий.
Предложение. Правило записи предложения.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Работа над ошибками. Повторение пройденного
материала.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1