Рабочая программа факультативного курса разработана в соответствии:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями: приказы Минобрнауки РФ от
29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 № 1577);
3.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(http://www.fgosreestr.ru);
4.
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС общего образования";
5.
На основе примерной программы основного общего образования по экономике.7-9
классы, Т.А.Протасевич.: «ВИТА-ПРЕСС», 2009г.
6.
На примере авторской программы «Технология» Обслуживающий труд» автора О. А.
Кожина. М., «Дрофа».2012 г.
7.
Учебного плана МОУ СОШ № 62
Рабочая программа факультативного курса «Экономика семьи» рассчитана 35 часов в 7
классе, один час в неделю.
Планируемые результаты освоения факультативного курса «Экономика семьи»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса экономики, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной, экономической и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к Отечеству, стремления
к достойной жизни для всех граждан страны, приобретения "рыночных" навыков поведения.
Метапредметные результаты обучения проявляются в :
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения оценки результата);
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
• овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог,
дискуссия, дебаты) и следования этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках;
• поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
• перевод информации из одной знаковой системы в другую
• подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
• оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения, выполнение в
повседневной жизни этических, правовых и трудовых норм, экологических требований;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы
по экономике являются в сфере:
познавательной:
• знание отдельных научных понятий, умение оценивать явления социально
действительности;
• целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, о механизмах и регуляторах трудовой деятельности людей;
• знания и умения, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками
основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• умение применять нормы и правила при оценке реальных экономических ситуаций в
повседневной жизни.
трудовой:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и общества.
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности и сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
социальной информации, необходимой для изучения курса;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию;
• умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии , аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Глава 1. Что изучается в курсе "Экономика семьи" 4 часа
Что такое экономика
Основные проблемы экономики
Семья глазами экономиста
Хозяйственная деятельность семьи.
Практическая деятельность: Составление опорного конспекта
Игра "Выбор"
Контр.задания к теме
Устный опрос. Составление таблицы "Классификация потребностей"
Глава 2. Семейное хозяйство 3 часа
Элементы семейного хозяйства
Экономические показатели и финансовая документация семьи.
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.
Практическая деятельность: Терминологический диктант
Практическая работа: "Расчет расходов электроэнергии за 1 месяц".
Тест
Глава 3. Бюджет семьи 4 часа
Доходы и расходы семьи
Что такое бюджет семьи.
Что кладут в потребительскую корзину.
Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах мира.
Практическая деятельность: Заполнение таблицы
Анализ бюджета семьи
Вопросы к теме
Викторина "Путешествие в страны мира"
Глава 4. Рачительный хозяин 1 час
Кто такой рачительный хозяин.
Секреты рачительного хозяина.
Практическая деятельность: Выполнение практ.работы "Шкатулка секретов"
Глава 5. Думающий покупатель 3 часа
Покупатель и продавец
Реклама и упаковка
Секреты выбора товара
Практическая деятельность: Контр.вопросы и задания
Практическая работа
Памятка покупателю
Глава 6. Семья и рынок 1 час.
Экономические возможности семейного хозяйства.
Практическая деятельность: Сообщения "Профессии членов моей семьи"
Тематическое планирование
Количество часов
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Названия тем
Что изучается в курсе «Экономика семьи»
Семейное хозяйство
Бюджет семьи
Рачительный хозяин
Думающий покупатель
Семья и рынок
Резерв времени
Всего часов
7
8
4
4
5
4
2
34
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Кол-во
часов
№
Тип урока
Темы уроков
1.
Что такое
экономика
1
2.
Основные
проблемы
экономики
1
3.
Семья глазами
экономиста
1
4.
Хозяйственная
деятельность
семьи.
Результаты обучения
1
предметные
личностные
метапредметные
Глава 1. Что изучается в курсе "Экономика семьи" 4 часа
Иметь представление
Экономика
об экономике как
Ресурсы
Уметь раскрывать
науке;
Вводный урок Блага
роль экономики в
Знать историю
Хозяйственная
жизни общества
рождения и развития
деятельность
экономики
Уметь
формулировать
Потребности
основные вопросы,
Блага
Знать основные
Комб.урок
возникающие при
Ресурсы
проблемы экономики.
выполнении любого
Проблема выбора
вида экономической
деятельности.
Знать, что значит
Уметь выявлять
Семья
семья с точки зрения
взаимовлияние
Комб.урок
Национальные
экономиста;
жизни общества и
традиции
Основные фукции
жизни семьи.
семьи.
Комб.урок
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Знать основные
термины и понятия
Уметь доказывать,
что у людей разные
потребности;
Классифицировать
потребности.
Глава 2. Семейное хозяйство 3 часа
Практиче
ские
задания
Составлен
ие
опорного
конспекта
Особенности содержания
Понятие экономики как
науки, основные вопросы
экономики
Игра
"Выбор"
Потребности, как они
формируютсявиды
потребностей
Контр.зада
ния к теме
Виды семей
Устный
опрос.
Составлен
ие
таблицы
"Классифи
кация
потребнос
тей"
Рациональное распределение
обязанностей в семье
5.
Элементы
семейного
хозяйства
6.
Экономические
показатели и
финансовая
документация
семьи.
7.
Планирование, учет
и контроль в
семейном
хозяйстве.
1
Урок
изучения
нового
материал
а
1
Комб.уро
к
1
Комб.уро
к
Недвижимость
Собственность
Учет
Счет
Банк
Налоги
Учет
Контроль
Планирование
Статистика
Знать, из чего состоит
домашнее хозяйство.
Уметь различать
семейное и личное
имущество.
Терминоло
гический
диктант
Знать основные виды
финансовой
документации семьи.
Уметь приводить
примеры
органиченности
ресурсов в семейном
хозяйстве.
Практичес
кая работа:
"Расчет
расходов
электроэне
ргии за 1
месяц".
Знать термины.
Уметь анализировать
диаграмму Гантта.
Тест
Как оаспоряжаться
собственностью
Виды планирования
Глава 3. Бюджет семьи 4 часа
8.
Доходы и расходы
семьи
9.
Что такое бюджет
семьи.
10.
Что кладут в
потребительскую
корзину.
11.
Зеркало мира:
семейный бюджет в
разных странах
мира.
1
Урок
изучения
новой
темы
Доходы
Расходы
Знать источники
доходов семьи и её
основные расходы.
Уметь приводить
примеры доходов и
расходов.
Заполнени
е таблицы
1
Комб.уро
к
Бюджет
Виды бюджета
Знать правила
составления семейного
бюджета.
Уметь различать
виды бюджета.
Анализ
бюджета
семьи
Комб.уро
к
Потребительская
корзина
Прожиточный
минимум
Дотации
Пособия
Знать, как
формируется
потребительская
корзина.
1
1
Комб.уро
к
Уметь делать
простые расчеты.
Знать принципы
формирования
Национальные
бюджета на принципах Уметь делать выводы
традиции.
традиций, уровня
и умозаключения.
Уровень жизни.
жизни народов разных
стран.
Глава 4. Рачительный хозяин 1 час
Вопросы к
теме
Викторина
"Путешест
вие в
страны
мира"
Умение составлять
сбалансированный бюджет
семьи
Что значит товары первой
необходимости,
первоочередные расходы
Традиции разных народов в
питании, быте
12.
Кто такой
рачительный
хозяин.
Секреты
рачительного
хозяина.
Комб.уро
к
1
13.
Покупатель и
продавец
1
Урок
изучения
новой
темы
14.
Реклама и упаковка
1
Комб.уро
к
15.
Секреты выбора
товара
1
Комб.уро
к
16.
Экономические
возможности
семейного
хозяйства.
1
Комб.уро
к
Экономия
Бережливость
Экономическое
поведение
Предприимчивость
Знать, что значит
"рачительный хозяин"
Знать способы
реальной экономии
ресурсов, времени.
Уметь анализировать,
приводить примеры
пословиц и
поговорок.
Уметь приводить
примеры из жизни.
Глава 5. Думающий покупатель 3 часа
Знать профессии
Уметь
Торговля
торговой сферы,
формулировать
Деньги
деятельность продавца
понятие торговли как
Экономические
и покупателя с
экономической
отношения
экономической точки
деятельности.
зрения.
Реклама
Товар
Уметь читать
Знать функции
Спрос
информацию на
рекламы и упаковки.
Предложение
упаковке товара.
Штрих-код.
Цена
Уметь делать
Знать факторы
Бонус
обоснованный
формирования цен на
Товары первой
выбор, выполнять
различные товары.
необходимости
несложные расчеты.
Глава 6. Семья и рынок 1 час.
Знать, в чем
заключается
деятельность
Уметь
Хозяйство
предпринимателя,
формулировать
Предпринимательст
знать экономические
экономические связи
во
термины, свободно
семьи.
рассказывать и
отвечать на вопросы.
Выполнен
ие
практ.рабо
ты
"Шкатулка
секретов"
Контр.воп
росы и
задания
Практичес
кая работа
Можно ли сэкономить на
упаковке?
Памятка
покупател
ю
Как правильно выбирать
продукты?
Сообщени
я
"Професси
и членов
моей
семьи"