Общие сведения
Рабочая программа по русскому родному языку для 3-го класса составлена на
основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.12.2012 №1060, от
31.12.2015 №1576)
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года №
253 (с изменениями и дополнениями).
Основной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом директора МОУ СОШ №62
Календарного учебного графика МОУ СОШ №62 на 2023/2024 учебный год,
утвержденного приказом директора МОУ СОШ №62
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденного
приказом директора МОУ СОШ №62
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету
«Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы
начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая,
С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л.
А., О.В. Соколова.. Рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).
УМК авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И.
Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс.
Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2019.
Структура
Рабочая программа по русскому родному языку представляет собой целостный
документ, включающий четыре
раздела: пояснительную записку, тематическое
планирование, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты освоения
учебного предмета.
Целями изучения предмета «Русский родной язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование
на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский родной язык»
основных задач образовательной области «Филология»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
Предметное содержание, методическое обеспечение УМК для 3 класса направлены на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования по русскому языку
посредством формирования у учащихся универсальных учебных действий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
1
2
3
4
Разделы
Русский язык: прошлое и настоящее.
Язык в действии
Секреты речи и текста
Всего
Кол-во часов
10
5
2
17
Кол-во часов
на
контрольные
работы
1
1
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
(по
плану)
Русский язык: прошлое и настоящее ( 10 Ч )
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Где путь прямой, там не езди по кривой.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Сошлись два друга-мороз да вьюга.
Ветер без крыльев летает.
Какой лес без чудес.
Дело мастера боится.
Заиграйте, мои гусли.
Что ни город, то норов.
У земли ясно солнце, у человека-слово.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Язык в действии ( 5 Ч )
11
12
13
14
15
Для чего нужны суффиксы.
Какие особенности рода имен существительных
есть в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют»
изменяться по числам?
Как изменяются имена существительные во
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
1
1
1
1
1
Секреты речи и текста ( 2 ч )
16
17
Создаем тексты-рассуждения.
Учимся редактировать тексты. Создаем текстыповествования.
1
1
Дата
(факт.)
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик научится
- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
между
людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра,
дождя, снега; названия растений);
- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры:
слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- различать эпитеты, сравнения;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет
русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях
речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые
выражения
Язык в действии
Ученик научится
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных
(родительный падеж множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложнопадежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже;
- редактировать письменный
текст с целью исправления грамматических и
орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Ученик научится
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам;
об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами);
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
РАЗДЕЛ 5.
Дата
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Содержание
изменений
Нормативный акт,
закрепляющий
изменения
Примечание