РП Школа самопознания 5 класс

Общие сведения
Рабочая программа по элективному курсу «Тропинка к своему Я» составлена на
основе следующих нормативно- правовых документов:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ
 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации № 189 от 29 декабря 2010 г.
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 №1015
 Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373


Примерной основной образовательной программы начального общего
образования;
 Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «об организации
внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
 Учебного плана МОУ СОШ № 62 на 2023-2024учебный год;
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 5 класса
Количество часов на которое рассчитана программа
Данная рабочая программа «Тропинка к своему Я» для учащихся 5,6,7 класса
разработана на основе программы уроков по психологии 5-7 классов «Тропинка к
своему Я» О.В. Хухлаевой, М.: Генезис, 2010 г. Рабочая программа рассчитана на 34
часа в год (1 час в неделю).
Программа данного курса представляет систему диагностических и тренинговых
занятий и рассчитана на 3 года обучения, является продолжением курса изучения
психологии в начальной школе.
Цель и задачи курса «Тропинка к своему Я»
Целью изучения курса «Тропинка к своему Я» данного курса является с одной
стороны, формирование психологического здоровья, а с другой стороны – выполнение
возрастных задач развития. Цель осуществляется посредством выполнения
следующих задач:
1.
Помощь в осознании подростком своих изменений как в эмоциональном, так и в
физическом плане,
2.
Формирование навыков взаимоотношения, основанных на любви, сердечности,
возможности не только принимать что- либо от людей, но и учиться отдавать,
3.
Обогащение представлений о собственных способностях и возможностях.
4.
Способствовать адекватному самовыражению,
5.
Обсуждение проблемы подростковой дружбы.

Общая характеристика факультативного курса
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые
во многом определяют последующую судьбу. Подростку особенно трудно, когда на его
собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом, и как
правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находятся
большинство современных российских подростков. Несмотря на разницу социальнокультурного окружения, почти все они с особой остротой переживают свое взросление,
заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или както по-другому.
В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает
для шестиклассников особое значение. Поэтому так важно, чтобы у подростков была
возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе.
Поскольку подростковый возраст является критическим периодом в жизни человека,
возникает необходимость в подобной программе, где подросток включен и участвует в
групповых занятиях психопрофилактической направленности.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю.
Используемые технологии:

наблюдение (комментирование действий при выполнении упражнений на
занятиях);

опрос на знание терминологии;

анкетирование;

мониторинг результативности реализации программы в соответствии с
заявленными критериями оценки;

сбор отзывов детей, родителей, педагогов о проведении курса.
Предметные результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС:
- формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки и поведение других
людей),
- формирование самооценки, развитие навыков саморегуляции своего поведения,
эмоционального состояния,
 знать способы поведения в конфликте,
 знать и различать в повседневной жизни проявление милосердия, непокорности,
уважения к другим людям,
 уметь составлять проекты, презентации по пройденным темам.
уметь представить проект своей работы перед аудиторией
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:

умения чувствовать ответственность за свои поступки,

усвоение понятий детство, юность, подросток, мечта, фантазия,

умение правильно реагировать на проявление агрессии со стороны,

разграничивать вербальные и невербальные способы выражения эмоций,

умение находить источники уверенности в себе,

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью,




понимать и разграничивать главные и второстепенные ценности в своей жизни.
уметь справляться с проявлениями личной агрессии,

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:

умение применять все способы поведения в разрешении конфликта,

умение разграничивать вербальные и невербальные способы выражения эмоций,

умение применять на практике выработанные коллективом правила поведения,

понимание и разграничивать главные и второстепенные ценности в своей жизни,

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты,
Предметные результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС:
- формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки и поведение других
людей),
- формирование самооценки, развитие навыков саморегуляции своего поведения,
эмоционального состояния,
 знать способы поведения в конфликте,
 знать и различать в повседневной жизни проявление милосердия, непокорности,
уважения к другим людям,
 уметь составлять проекты, презентации по пройденным темам.
 уметь представить проект своей работы перед аудиторией

Содержание программы
6 класс
№

Темы

1
2
3

Водное занятие
Агрессия и ее роль в жизни человека
Конфликты

4
5
6
7

Уверенность в себе
Жизненные ценности человека
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
теория
практика
всего
1
1
8
8
1
9
10
2

9
5
1
32

9
5
1
34

Введение. Предмет и задачи курса (1ч.).
Занятие 1. Беседа.
2. Агрессия и ее роль в жизни человека (8 часов).
Занятия 2 – 9. Работа со сказкой, упражнения и тренинговые занятия по осознанию
различия между агрессией и агрессивностью, контролю собственного поведения.
3. Конфликты (10 часов).

Занятия 10-19. проведение психологических тестов, работа со сказкой, упражненийя
способствующих адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний.
4. Уверенность в себе (9часов).
Занятия 20-28. Беседа, проведение психологических тестов, тренинг, мини-тренинг,
ролевые игры на повышение самооценки.
5. Жизненные ценности человека (5 часов).
Занятия 29-33. Беседа, позволяющие задуматься о собственных жизненных ценностях,
проведение психологических тестов, тренинг, мини-тренинг, ролевые и сюжетные игры.
6. Итоговое занятие (1ч.)
Занятия 34. Показ мини-проектов, презентаций «Я - шестиклассник».
Формы оценивания
Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня
сформированной знаний, умений и навыков. Он осуществляется в виде практических
упражнений во время занятий или домашних заданий. Выполнение практических
упражнений помогает установить степень усвоения материала.
Подведение итогов реализации программы проводится путём подготовки и защиты
мини – проекта «Я – шестиклассник». Данная форма контроля направлена на
оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в самоопределении.
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей,
превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному
творчеству.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Календарно-тематическое планирование для 6 класса
Дата
Тема занятия
Введение. Предмет и задачи курса
Я повзрослел.
У меня появилась агрессия.
Как выглядит агрессивный человек?
Агрессивный ли вы человек?
Агрессия и темперамент
Конструктивное реагирование на агрессию
Агрессия между родителями и детьми
Учимся договариваться
Что такое конфликт. Конфликты в школе, дома,
на улице.
Способы поведения в конфликте: наступление,
обсуждение, отступление, уход от конфликта.
Конструктивное разрешение конфликтов
Конфликт как возможность развития
Готовность к разрешению конфликта
Классификация эмоций, их выражение.
Эмоции и поведение человека
Вербальные и невербальные способы выражения
эмоций
Общение и терпимость
Правила общения
Самооценка и уверенность
Зачем человеку уверенность в себе?
Источники уверенности в себе
Какого человека можно назвать уверенным в
себе?
Я становлюсь увереннее
Уверенность и самоуважение
Уверенность и уважение к другим
Уверенность в себе и милосердие
Уверенность и непокорность
Что такое ценности
Ценности и жизненный путь человека
Мои ценности
Воля и саморегуляция
Подготовка к мини – проекту
Итоговое занятие.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».