РП Школа медиации 8-9 класс.pdf

Общие сведения
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа медиации. Общение без
конфликтов» социального
направления для 8-9 класса разработана на основе
нормативных документов:
Программа внеурочной деятельности «Школа медиации. Общение без конфликтов»
составлена на основе следующей нормативно – правовой базы:
- Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. - Письмо Минобрнауки России от
12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановление Главного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан Пин
2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования
1 .Письма Минобрнауки России от 18.08. 2017 г. №09-1672 «О направлении методических
рекомендаций»;
2. Учебного плана МОУ СОШ № 62 на 2023-2024 учебный год;
Предмет введен с целью формирования готовности подростков к взаимодействию с
окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально
успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении
конфликтных ситуаций. Программа реализуется на основании пункта 92 «Реализация мер
по обеспечению психологической помощи обучающимся в образовательных
организациях, применению восстановительных технологий и методов профилактической
работы с детьми и их семьями, поддержке служб медиации (примирения) в системе
образования» плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках
Десятилетия детства(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018
г. № 1375-р). Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства
в образовательной организации. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью
медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную
жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся
сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать
чужую боль. Настоящая программа имеет высокую степень педагогической
целесообразности. Целью настоящей программы является практико-ориентированная
подготовка школьных медиаторов среди обучающихся подросткового возраста
(медиаторы – ровесники). На пути достижения указанной цели реализуются следующие
задачи:
1. Сформировать представление у обучающихся о медиации как альтернативном способе
разрешения конфликтов;
2. Создать условия для освоения обучающимися позиции медиатора;
3. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода
в разрешении конфликтов;

4. Развить у медиаторов – ровесников навыки коммуникативной компетентности,
рефлективных навыков ведения переговоров;
5. Отработать навыки и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать
роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта;
6. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч
со сторонами конфликта.
2. Планируемые результаты освоения учебной программы
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;
- учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
- адекватно воспринимать оценку педагога.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью
педагога;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в группе;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь других обучающихся;

- учиться позитивно, проявлять себя в общении;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- учиться понимать эмоции и поступки других людей;
- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учиться контролировать свою речь и поступки;
- учиться толерантному отношению к другому мнению;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Личностные результаты:
- ориентация в системе моральных норм;
- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым проявлениям
насилия;
- позитивная моральная самооценка;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Предметные результаты:
К концу обучения курса обучающиеся получат возможность знать:
- основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации;
- алгоритм проведения восстановительной медиации;
- виды и специфику конфликтов;
- способы эффективного общения;
- основные понятия в конфликтологии;
- способы конструктивного решения конфликтов;
- основные способы психологического взаимодействия между людьми;
- приемы повышения собственной самооценки;
- приемы активного слушания.

К концу обучения курса обучающиеся получат возможность уметь:
- работать в группе, в коллективе.
- дифференцировать случаи, подходящие для медиации;
- анализировать конфликтные ситуации;
- устанавливать стили разрешения конфликтов;
- проводить программы примирения;
- моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора,
опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации.

3. Содержание программы
8 класс
Тема 1. Знакомство с курсом «Школа медиации»
Вводное занятие.
Форма проведения занятий:
- диагностика;
- анкета «Мои ожидания»;
- методика К.Томаса («Стили разрешения конфликтов»), тест КОС («Методика изучения
коммуникативных и организаторских умений»).
Тема 2. Общение. Структура и средства общения
Позиции в общении. Стили общения. Манипулирование.
Форма проведения занятий:
- интерактивные лекции;
- дискуссия «Что мешает открытому общению?». Тест «Три Я» (Позиции в общении).
Тема 3. Эмоции и чувства
Роль чувств в жизни человека. Формы переживания чувств. Аффекты. Настроение. Как
управлять своими состоянием и как его изменить. Стресс. Трудные ситуации и развитие.
Как развивать навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми.
- игровые элементы;
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала).
Тема 4. Что такое конфликт?

Основные стили разрешения конфликтов. Динамика конфликта. Конструктивное
разрешение конфликта. Принципы управления конфликтом.
Форма проведения занятий:
- создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр;
- обсуждение результатов Теста К. Томаса. Упражнение «Разногласие»;
- игры для сплочения коллектива.
Тема 5. Механизмы межличностного восприятия
Барьеры в общении. Дискуссия на тему «Что мне помогает и что мешает общению?»
Формы проведения занятий:
- игровые элементы;
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала).
Тема 6. Понятие медиации. История
Что такое восстановительная культура отношений в конфликте. Область применения
медиативных технологий. Принципы медиации. Стадии медиации.
Формы поведения занятий:
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала).
Тема 7. Принципы медиации
Ознакомление с основными принципами медиации – беспристрастность,
конфиденциальность, добровольность. Какую роль играет каждый принцип в медиации,
как использовать в работе данные принципы.
Формы проведения занятий:
- ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками восстановительной
медиации;
5
- создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме
ролевых игр;
- игры для сплочения коллектива.
9 класс
Тема 1. Введение

Знакомство с курсом и понятием «медиация».
Тема 2. Конфликт.
Создание благоприятного микроклимата, способствующего сплочению детей в
микрогруппе. Правила работы в группе. Эмоции, жесты, мимика человека. Эффективная
коммуникация. Виды поведения. Диагностика личностных качеств. Понятие конфликта.
Знакомство с понятиями: агрессия, злость, обида, манипулятивное поведение. Виды
конфликта. Поведение в конфликте. Этапы развития. Пути решения конфликтов.
Бесконфликтный стиль общения Позиции, интересы, потребности. Пирамида
потребностей А. Маслоу.
Формы проведения занятий:
- игровые элементы;
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала).
Тема 3. Лестница медиации
Необходимые навыки медиатора. Принципы медиации. Функции медиации. Организация
подготовительного этапа медиации. Правила проведения медиации. Стадии медиации:
подготовительный этап, основной и заключительный этап Отработка навыков проведения
медиативных технологий. Отработка практических навыков медиатора. Применение
методов школьной медиации на практических ситуациях. Отработка правил проведения
медиации в реальных конфликтных ситуациях. Каким должен быть «настоящий
медиатор».Самомедиация.
Формы проведения занятий:
- ролевые игры;
- проектирование;
- психогимнастические упражнения;
- групповые дискуссии.
Тема 4. Я медиатор. Практические занятия.
Отработка навыков проведения процедуры медиации. Техники медиации. Алгоритмы
работы медиатора. Четыре этапа медиации: установление контакта, выявление
.потребностей сторон, сближение интересов сторон конфликта, выработка совместных

договоренностей. Практические навыки ведения круга. Круги взаимопонимания (Круг
сообщества. Круг примирения).

Формы проведения занятий:
- ролевые игры;
- практические и тренинговые занятия;
- проектирование.

4. Тематическое планирование
8 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
Итого:

Название раздела программы
Знакомство с курсом «Школа медиации»
Общение. Структура и средства общения
Эмоции и чувства
Что такое конфликт
Механизмы межличностного восприятия
Понятие медиации. История
Принципы медиации

Количество часов
2
6
6
7
6
2
5
34

5. Тематическое планирование
9 класс

№п/п
1
2
3
4
Итого:

Название раздела программы
Введение
Конфликт
Лестница медиации
Я медиатор. Практические занятия.

Количество часов
1
10
13
10
34

Календарно - тематическое планирование 9 класс

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Введение.
Конфликт.
Что такое конфликт. Последствия конфликта.
Как возникают и развиваются конфликты.
Стили поведения в конфликте.
Управление конфликтом.
Самоконтроль в конфликте.
Учимся разрешать конфликты.
Общение в конфликте.
Качества, важные для бесконфликтного общения.
Подведение итогов.
Лестница медиации
В чём разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»?
Как организовать подготовительный этап медиации?
Как провести основной этап медиации?
Как закончить медиацию?
Возникли проблемы: что делать?
Блок «Мотивационное решето»
Каким должен быть «настоящий медиатор»?
Зачем люди становятся медиаторами?
Откуда медиатору взять столько сил и терпения?
Блок «Самодиагностика»
Опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных и
враждебных реакций
Тест Томаса-Килмена для определения доминирующей
модели поведения в конфликтной ситуации
Диагностика выявления особенностей ведения
переговоров
Тест «Рука» для исследования особенностей личности
Блок «Предупреждаем конфликт»
Акция «В мире со всеми»
Акция «В мире со всеми»
Классные часы «Мост дружбы»
Классные часы «Мост дружбы»
Чему мы научились?
Так кто же вы такие школьные медиаторы?
Так кто же вы такие школьные медиаторы?

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно - тематическое планирование 8 класс

№п/п
Тема занятия
1
Диагностическое тестирование: выявление начальное
уровня конфликтологической компетентности, уровня
агрессивности.
2
Что такое конфликт?
3
Круг ценностей
4
Роль конфликта в социуме
5
Последствия конфликтов.
6
Из- за чего возникают и развиваются конфликты?
7
Стили поведения в конфликте
8
Управление конфликтом.
9
Самоконтроль в конфликте
10
Мотивирование к преодолению конфликтов
11
Учимся разрешать конфликты
12
Общение в конфликте
13
Качества, важные для бесконфликтного общения
14
Формулирование «антиконфликтного кодекса»
15
Повышение ценности учащихся в системе
межличностных отношений.
16
Что такое медиация?
17
Медиация конфликтов: как это делается?
18
Что такое эффективная коммуникация?
19
Как правильно слушать собеседника?
20
Что такое бесконфликтный стиль общения?
21
Этапы медиации
22
Как организовать подготовительный этап медиации?
23
Как провести основной этап медиации?
24
Как завершить медиацию?
25
Возникли проблемы: что делать?
26
Каким должен быть настоящий медиатор?
27
Зачем люди становятся медиаторами?
28
Внутренние ресурсы медиатора
29
Самомедиация
30
Неуверенный- уверенный- самоуверенный
31
Лидер и его качества
32
Проведение переговорной игры
33
Проведение учебной медиации
34
Итоговая диагностика для выявления динамики
формирования конфликтологической компетентности.

Количество часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».