АРП ИЗО 2 класс (7.2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся
2 класса с ЗПР (вариант 7.2) разработана на основе:
1.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2.
ФГОС обучающихся с ОВЗ, утвержденные приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 и N 1599.
3.
Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках
ФГОС ОВЗ. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. № 07 –
818.
4.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2).
5.
Авторской
программы для общеобразовательных учреждений Неменского
Б.М. «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»), М.: Просвещение, 2015 г.
6.
Учебного плана МОУ СОШ № 62;
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования,
принятое для общеобразовательных школы, отличается тем, что предусматривает
коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом
психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа
вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным
уровнем
развития,
возможность
выстраивания
дифференцированной
работы,
индивидуальных программ обучения.
Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития:
1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы;
ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и
речевой активностью.
3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа.
Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая
структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об
окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал
(неречевой), чем вербальный.
5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи,
связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение
ее лексико-грамматической стороны.
6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии
всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на
словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной
мере всеми необходимыми
для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез,
обобщение, сравнение, абстрагирование)
7. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным
здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной
утомляемостью.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе
принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке
включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы,

способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к
общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
•
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них
правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
•
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие;
•
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности,
умения сравнивать, обобщать;
•
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
•
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную
координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся
графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
•
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
•
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
•
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие
основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы,
беседы об изобразительном искусстве.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения основной
образовательной программы МОУ СОШ № 62, с учетом примерной АООП НОО
обучающихся с ЗПР (7.2) по «Изобразительному искусству», годового календарного
учебного графика МОУ СОШ № 62 на 2023-2024 учебный год. Количество часов: всего - 34;
в неделю – 1.
Так как занятия по изобразительному искусству в 2 классе МОУ СОШ № 62
выпадают на праздничные и выходные дни (2, 9 мая), то программа скорректирована за счёт
объединения тем.
В приложении №1 к рабочей программе (Лист корректировки рабочей программы)
будут указаны причины корректировки, корректирующие мероприятия, дата урока по факту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО оцениваются как итоговые
на момент завершения начального общего образования. Освоение АООП НОО (вариант 7.2)
обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
1. Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
· положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
· познавательная мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой
действительности.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения
своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным
критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные:
Ученик научится:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным
особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные:
Ученик научится:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
3. Предметные результаты:
Ученик научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство)
и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация,
коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой
деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими
инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания,
сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
О чём говорит искусство (11 ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов

раздела
/ темы

Количество часов
В

1

Как и чем работает художник?

8

Т
еоретич
еские
занятия
2

2

Реальность и фантазия

7

2

5

3

О чём говорит искусство

1

3

8

8

2

6

3

9

сего

П
рактич
еские
занятия
6

1
4

Как говорит искусство

Итого
4

2
5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

п

К
ол-во
часов

Дата

П
о плану

/п
Как и чем работают художники (8 ч)
1
Три основных цвета- желтый, красный,
синий
2
Белая и черная краски
3
Пастель и цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности.
4
Выразительные
возможности
аппликации.
5
Выразительные
возможности
графических материалов.

1

0
6.09.18
1
1
3.09
1
2
0.09
1
2
7.09
1
0
4.10

По
факту

6
Выразительность материалов для работы
в объеме
7
Выразительные возможности бумаги.

1

1
1.10

1

1
8.10

8
Для художника любой материал может
стать
выразительным
(обобщение
темы
четверти)

1

2
5.10

Реальность и фантазия (7 ч)
9

Изображение и реальность.

1

0
8.11

1

Изображение и фантазии

1

0
1

Украшения и реальность

1

1

Украшения и фантазия

1

1

2
2.11

2

2
9.11

1

Постройка и реальность

1

3

0
6.12

1

Постройка и фантазия

1

4
5

1
5.11

1
3.12

1
Братья-Мастера
Изображения,
Украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы)

1

2
0.12

О чём говорит искусство (11ч)
6

1
Изображение природы в различных
состояниях
1
Изображение характера животных

7
819

021

1
Изображения
мужской образ

характера

человека:

2
Изображение
женский образ

характера

человека:

2

Образ человека в скульптуре.

2

Человек и его украшения

2

О чем говорят украшения

2
3
425

6

2
Обобщение материала раздела «О чем
говорит искусство»

1

2
7.12

1

1
7.01.19
2
2
4.01
3
1.01
2
0
7.02
1
4.02
1
2
1.02
1
2
8.02
2
0
7.03
1
4.03
1
2
1.03

Как говорит искусство (8ч)
7

2
Цвет как средство выражения: тёплые и
холодные цвета. Борьба тёплого и холодного

1

0
4.04

8
9
0

2
Цвет как средство выражения: тихие
(глухие) и звонкие цвета
2
Линия как средство выражения: ритм
линий
3
Линия как средство выражения: характер
линий
3
Ритм пятен как средство выражения

1
1

1
8.04

1

2
5.04

1

1

0
2.05

3

Пропорции выражают характер

1

2
3

1
1.04

0
9.05

3
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции –
средства выразительности (обобщение темы)
3
Обобщающий урок года

4

1

1
6.05

1

2
3.05

Приложение 1
ЛИСТ
КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
(КТП) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ)
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 2
Учитель:
К
ласс

Название
раздела, темы

Дата
проведения
по плану

Причин

Корректир
Дата
а
ующие
проведения
корректировки мероприятия
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».