Психологическая безопасность

22.09.2023

Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи школьного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность школьного  учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.      

Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде, и находится в ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения, взаимодействия и взаимовлияния. Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорит умение защититься от возможных угроз для личности и умения создать психологически безопасную среду.

Таким образом, в выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий.

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.

В настоящее время проблема психологической безопасности личности и государства приобретает мировой масштаб, особенно в условиях глобализации общества. Это нашло отражение в государственной «Концепции информационной безопасности РФ» и в «Концепции общественной безопасности РФ», одобренных Президентом России. Частными проблемами концепций являются: проблема обеспечения экономической и информационной безопасности государства, отдельного гражданина и лидерства. Однако рассмотрение данных проблем надо начать с определения понятия «психологическая безопасность».

Психологически безопасная образовательная среда школы - это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.

В рамках Концепции информационной безопасности РФ под психологической безопасностью (ПБ) понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления её прав.

Правительственная Концепция модернизации российского образования  предусматривает повышение качества образования  за счёт формирования здоровья, социального благополучия, психологической защищённости, защиты прав личности. В связи с этим психологическая служба образования выступает гарантом обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

ПБ рассматривается как состояние образовательной среды, свободное от психологического насилия и способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников. К ПБ также относятся состояние психологической защищённости, способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

ПБ является составной частью понятия «качество жизни», детерминированного информационными, экономическими и психологическими воздействиями внешней среды. Выделяют низкий и высокий уровни ПБ. ПБ также рассматривается в виде целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отражённым характеристикам реальной действительности. При этом различные компоненты системы (процессы, образы, ценности и др.) могут выступать в качестве детерминант её развития в целом и выполнять на разных этапах формирования ПБ подчинённую или ведущую функции. ПБ представляет собой сложно структурированную систему психических процессов, ядром которой выступает отсутствие противоречий между внешними и субъективными требованиями к субъекту и его жизненными ориентациями

На наш взгляд, целесообразно выделять внешние и внутренние угрозы ПБ школьников.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Физические:

1.       неблагоприятные погодные условия;

2.       недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

3.       нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;

4.       несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь - отсутствие режима проветривания;

5.       враждебность окружающей ребенка среды: ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, необоснованные запреты на потребность в движении и псевдозабота о безопасности ребенка;

Социальные:

1.         манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;

2.         межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме;

3.         интеллектуально-физическое и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;

4.         неправильная организация общения - преобладание авторитарного стиля;

5.         отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА МОГУТ БЫТЬ:

1.         привычки негативного поведения;

2.         осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;

3.         отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого;

4.         индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость или привычка быть в центре внимания);

5.         патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий - проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому взрыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

–         в трудностях засыпания и беспокойном сне;Хочу такой сайт

–         в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

–         в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

–         в рассеянности, невнимательности;

–         в беспокойстве и непоседливости;

–         в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется» к ним;

–         в проявлении упрямства;

–         в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

–         в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;

–         в игре с половыми органами;

–         в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

–         в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

–         в повышенной тревожности;

–         в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

   

Анализ и обобщение научных источников, рассматривающих разные аспекты ПБ, позволяет расширить перечень внешних угроз. Описывая их, соотнесём выявленные нами составляющие феномена ПБ с последствиями её нарушения: 

1) последствия нарушений информационной составляющей ПБ: информационная неадекватность в поведении, познавательной активности и профессиональной деятельности человека; информационные стрессы и дистрессы, информационные перегрузки; 

2) последствия нарушений медицинской составляющей ПБ: потеря трудоспособности, формирование внутренней картины болезни (ВКБ),  уход в болезнь, депрессия; 

3) последствия нарушений социальной составляющей ПБ: социальная дезадаптация, социопатия, фобии: русофобия, ксенофобия и др.; 

4) последствия нарушений технической составляющей ПБ: снижение производительности труда, несчастные случаи, производственный травматизм, техногенные катастрофы; 

5) последствия нарушений экономической составляющей ПБ: изменение социального статуса личности в обществе (безработица, потеря смысла жизни, девальвация профессии); 

6) последствия нарушений политической составляющей ПБ: изменение социальной ценности личности и независимости её жизнедеятельности; 

7) последствия нарушений педагогической составляющей ПБ: дидактогении, дидактопатии, школьная дезадаптация  участников образовательного процесса;

 8) последствия нарушений экологической составляющей ПБ: фобии: радиофобия, онкофобия и др.;

 9) последствия нарушений юридической составляющей ПБ: потеря доверия к государству, правоохранительным органам, криминализация общества, чувство беззащитности, агрессивность, насилие над личностью; 

10) последствия нарушений личностной составляющей ПБ: деиндивидуализация и саморазрушаемость личности, деградация.

   

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».       Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

«Психология» телефон доверияhttps://psylogia.ru/projects/helpline.html 

Ролик по психологической безопасности

Безопасность на воде

Ролик безопасность (окна)

Ролик «Безопасность на воде»

Травле нет! Методичка для УЧИТЕЛЕЙ.pdf (скачать) (посмотреть)
Травли нет Методичка для детей.pdf (скачать) (посмотреть)
Брошюра для родителей.pdf (скачать) (посмотреть)
Сохраним детям жизнь.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка для родителей Кризисное состояние.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка по опасным объектам.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».