АРП Коррекционно-развивающие занятия 2 класс

1. Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на
преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений, обучающихся; формирование навыков адекватного поведения. Основные направления работы:
коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного
поведения;
дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для
обучающихся особенно трудными;
развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
2.Общая характеристика учебного предмета
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии является сотрудничество педагога с
ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Коррекционно-развивающие занятия способствуют формированию мотивационной готовности к развитию
произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной
инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Программа предполагает обучение учащихся умению
подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности.
Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие
должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки и движений
кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление. Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2—3
мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом классе),
полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями. Все
упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения;

каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения. Педагог следит за
правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при
необходимости дает спокойные, четкие указания. Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку
бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким
конструктором, пазлами и др.
Представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного
восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине
предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Основные усилия педагога должны быть
направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности,
прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка, аппликация, аппликационная
лепка, конструирование из бумаги, макраме, рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой», игры с крупной
и мелкой мозаикой, конструктором, собирание пазлов; сортировка мелких предметов. Вся коррекционная работа по
развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов,
каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного
отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Один из основных способов коррекции
указанных дефектов — дидактические игры.
Основные задачи при знакомстве с формой предмета в начальных классах связаны с обучением выделению
разновидностей геометрических форм, мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания простых
фигур, моделированию предметов разной формы. Для ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития
точности их опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу.
Восприятие и осознание пространственных отношений — необходимое условие адаптации организма к среде
существования. Пространственная ориентировка — это особый вид восприятия, который обеспечивается единством
работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. В процессе специально организованной
планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у детей формируются следующие умения:
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;
- моделировать пространственное расположение предметов;

- ориентироваться на поле листа бумаги;
- двигаться в заданном направлении и изменять его.
Формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на основе действий: по подражанию
взрослому; по готовому образцу; по инструкции взрослого; самостоятельного планирования и моделирования
пространственных отношений различных предметов и объектов; вербализации деятельности. Условием полноценного
овладения учеником программного материала является постепенное его усложнение.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом учебный предмет «Коррекционно-развивающие занятия» входит в обязательную
часть учебного плана. Согласно учебному плану на предмет «Коррекционно-развивающие занятия» во 2 классе выделено
2 часа в неделю, в год 68 часов (34 учебные недели).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
•
Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на
поддержание норм поведения в школе.
•
В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые
нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
•
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции
важности исполнения роли «хорошего ученика».
•
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Предметные результаты:
•
Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
•
Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
•
Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
•
Составлять предмет из 2—3 частей.

•
•
•

Различать речевые и неречевые звуки.
Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Выделять части суток и определять порядок дней недели.
5.Содержание учебного предмета
Раздел
Развитие моторики
Тактильно-двигательное восприятие
Конструирование предметов
Восприятие пространства
Восприятие времени

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№

Тема
1 четверть

Колво
часов

Виды учебной деятельности

16

Раздел Развитие моторики
2

7

Выполнение сложных подражательных
движений за учителем с постепенным
увеличением темпа
Вырезание ножницами из бумаги по
шаблону прямоугольных, квадратных,
треугольных форм
Пальчиковая
гимнастика
с
речевым сопровождением
Упражнения на синхронность работы
обеих рук
Штриховка сверху вниз

8

Штриховка слева направо

1

9

Рисование по опорным точкам

1

1
2
3
4
5
6

2

1
1
1

Работа в движении, в просторном помещении, задания на
крупные движения, подвижные игры, игры с мячом.
Развитие крупной моторики, темпа, ритма.
Работа с ножницами. Развитие мелкой моторики,
сложнокоординированных
движений
рук,
зрительномоторной координации
Пальчиковые игры с речевым сопровождением. Развитие
елкой моторики, речи, памяти
Выполнение заданий на координацию движений рук.
Развитие мелкой моторики, мышления
Работа в тетрадях с раздаточным материалом на штриховку,
работа с трафаретами. Развитие мелкой моторики,
зрительно-пространственного восприятия
Работа в тетрадях с раздаточным материалом на штриховку,
работа с трафаретами. Развитие мелкой моторики,
зрительно-пространственного восприятия
Работа в тетрадях с раздаточным материалом – рисование
по опорным точкам. Развитие мелкой моторики,
зрительнопространственного восприятия

10

Раскрашивание нарисованных предметов

1

Раскраски тематические, мандалы.
Развитие
восприятия
цвета,
мелкой
формирование эмоционального равновесия.
Работа с трафаретами. Развитие мелкой
пространственной ориентации, памяти.

моторики,

11

Обводка по трафарету орнамента из
геометрических фигур

1

12

Графический диктант

1

Работа в технике «объёмной» аппликации

1

14
15

Координация движений

2

Подвижные игровые задания, игры с мячом. Развитие
крупной моторики, речи, памяти. Формирования умений
соблюдать правила игры

16

Пазлы

1

Настольные игры – пазлы (крупные и мелкие). Развитие
пространственной ориентации, внимания

2 четверть

15

13

моторики,

Графические
диктанты.
Развитие
пространственной
ориентации, ориентации на листе бумаги, внимания,
мышления
Выполнение объёмной аппликации. Работа ножницами.
Развитие мелкой моторики, творческого мышления

Тактильно-двигательное восприятие
1
2
3
4
5

Определение на ощупь предметов с
разными свойствами
Определение на ощупь формы предметов

2

Рисование ладошками

1

2

Задания на развитие тактильной чувствительности рук,
восприятия сенсорных талонов (размер, форма) предмета.
Задания на развитие тактильной чувствительности рук,
восприятия сенсорных талонов (размер, форма) предмета.
Рисование ладошками по образцу и собственному замыслу.
Развитие тактильной чувствительности рук, воображения,
творческого мышления, восприятия цвета

6

Дидактическая игра «Что бывает ...
(пушистое)»

1

7

Игры с мозаикой

1

Дидактические
игры
на
развитие
тактильной
чувствительности рук, на различение особых свойств
предметов
Развивать зрительно-моторную координацию, внимание,
воображение

Конструирование предметов
8
9

10

11

12
13
14
15

Формирование эталонов объемов
геометрических фигур (шар, куб)
Выделение формы предмета, обозначение
формы предмета словом (круглый,
квадратный)
Выделение формы предмета, обозначение
формы предмета словом (прямоугольный,
треугольный)

1

1

Знакомить детей с прямоугольником и его свойствами;
развивать восприятие и наглядно-действенное мышление,
мелкую моторику рук.

Выбор по образцу и инструкции
предметов одного цвета из 6-8 предметов
двух сходных цветов
Контрольные задания на тему
«Штриховка».
Группировка предметов, различающихся
основным и оттеночным тоном на
несколько подгрупп
Различие цветов и оттенков.

1

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия,
основных цветов, памяти, внимания

1

Выполнение контрольных заданий

2

Дидактические игры, загадки по теме занятия. Развитие
мышления, внимания, моторики

1

Работа с палитрой цвета. Развитие зрительного и слухового
восприятия

3 четверть

20

1

Знакомить
детей с кубом; развивать восприятие;
мыслительные операции (память и внимание).
Познакомить детей с квадратом и его свойствами, развивать
наглядно-действенное мышление.

1

Выбор предметов одной формы из 6-8
предметов сходных форм

1

Настольные игры. Развитие восприятия формы предмета,
мышления, речи

2

Группировка по форме из 2-4 предметов
сходных форм
Группировка предметов объемных и
плоскостных форм
Составление сериационных рядов по
величине из 3-4 предметов по заданному
признаку
Сравнение 2-3 предметов по длине и
ширине
Сравнение 2-3 предметов по высоте и
толщине
Выкладывание геометрических фигур из
мозаики по опорным точкам

1

Дидактические игры. Развитие восприятия формы предмета,
мышления, речи
Дидактические игры. Развитие восприятия формы предмета,
мышления, речи
Дидактические и настольные игры. Развитие величины,
мышления

9
10

Выкладывание рядов из двух
чередующихся элементов (по цвету,
форме, величине) через 1-2 детали

2

11
12
13
14

Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(по цвету, форме, величине)
Конструирование сложных форм
предметов
Восприятие пространства

2

3
4
5
6
7
8

1
2

1
1
1

2

Дидактические и настольные игры. Развитие величины,
мышления, речи
Дидактические и настольные игры. Развитие величины,
мышления, речи
Работа с мозаикой, линейкой, счётными палочками.
Развитие мышления, мелкой моторики, пространственного
восприятия
работа с раздаточным материалом, по мульт. презентации
«Геометрические фигуры», настольные и дидактические
игры.
Формирование сенсорных эталонов.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Развитие
мышления, сенсорных эталонов предмета
Работа с конструктором. Развитие моторики, внимания,
мышления, воображения

15

Ориентация на собственном теле и относительно своего тела

1

16
17

Движение в заданном направлении в
пространстве

2

18

Ориентировка на листе бумаги

1

19
20

Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные
части

2

1
2

4 четверть
Разрезание листа бумаги на 2 и 4 равные
части

17
2

Вербализация пространственных
отношений с использованием предлогов
Контрольные задания на тему
«Составление узора из геометрических
фигур» (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
АТТЕСТАЦИЯ)
Вербализация пространственных
отношений с использованием предлогов

1

3
4

5

1

1

Ориентировка
в схеме собственного тела. Развитие
ориентация на собственном теле и - относительно своего
тела.
Игровые двигательные задания. Развитие ориентации в
помещении, координации движений, крупной моторики,
мышления, памяти
работа с раздаточным материалом по теме задание,
графический диктант. Развитие ориентации на листе бумаги
деление листа на 4 части – практическое задание.
Графический диктант. Развитие ориентации на листе
бумаги, мышления, памяти, внимания, мелкой моторики

Разрезание листа бумаги на 2-4 части – практическое
задание. Графический диктант. Развитие ориентации на
листе бумаги, мышления, памяти, внимания, мелкой
моторики
Формирование
квазипространственных представлений.
Развитие пространственных отношений, речи
Выполнение контрольных заданий

Формирование
квазипространственных представлений.
Развитие пространственных отношений, речи

2

Выполнение элементарных работ по замыслу. Развитие
творческого мышления, памяти, воображения, моторики

8

Выполнение элементарных работ по
замыслу: составление комбинаций,
узоров из геометрических фигур,
счетных
палочек,
природного
материала
Расположение предметов на листе бумаги

1

9
10

Складывание
сюжетных
разрезанных на 4-6 частей

2

дидактические игры, графический диктант. Развитие
пространственной ориентации на листе бумаги
Работа с картинкой
на понимание сюжета и место
нахождения предмета, работа с разрезными картинками.
Развитие пространственной ориентации, внимания, речи

6
7

картин,

Восприятие времени
11
12
13

Сутки. Части суток

2

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

14

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1

15

Порядок месяцев в году

1

16
17

Времена года

2

Итого

Работа с моделью суток. Развитие последовательности
частей суток, памяти
Определение последовательности событий. Развитие
временных последовательностей, мышления
Работа по карточкам «Дни недели». Развитие временных
последовательностей, памяти, мышления
Дидактические игры, загадки, поговорки, пословицы.
Развитие
временных
последовательностей,
памяти,
мышления
Работа с графической моделью «Времена года». Развитие
временных последовательностей, памяти, мышления

68ч

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Дидактические материалы (для индивидуализации учебного процесса):

1.Мои первые прописи. Линии. Узоры. Штриховка.
2.Прописи. Штриховка и дорисовка.
№ п/п

Наименования учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Книгопечатная продукция

1

Развивающие детские книжки, раскраски, головоломки, развивающие упражнения и т.д.
Печатные пособия

2

1.Карточки.
2.Иллюстрации.
3.Плакаты.
4. Раздаточные листы.
5. Демонстративные пособия «Времена года», «Режим дня», «Овощи».
6. Раздаточный материал на развитие моторики, внимания, памяти, мышления, речи, воображения,
зрительного восприятия, пространственного ориентирования, восприятия особых свойств предметов.
Технические средства
3

4
5

1.
2.

Компьютер, принтер.
Проектор
Мультимедийные средства обучения

Компьютерные развивающие игры .
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные презентации «Времена года», «Как говорят животные», «Физминутки для глаз»,
«Найди отличия», «Коррекция познавательных процессов», «Четвёртый лишний», «Классификация»,
«Найди по контуру», «Форма предмета», «Учимся мыслить логически», «Графический диктант», «Звуки
природы» и др.; аудио, видео запись для релаксации и подвижных игр.

Дидактические игры и игрушки
6

«Логическое домино», «Логическая геометрия», «Бусинка», «Ассоциации», лото, ребусы, домино
«Форма предмета», «Волшебные краски», пирамидки, конструктор, шнуровки, пазлы, трафареты, сухой
бассейн для рук, кубики, набор «Форма и цвет», геометрическая напольная мозаика, тактильные коробочки,
тактильные мешочки, музыкальные инструменты, мягкие игрушки, кукла; Коврик-пазл «Алфавит»,
«Арифметика»; тактильная дорожка; сухой бассейн; разноцветный песок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».