Рабочая программапо музыке и пению
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по музыке для 2-го класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного
стандарта второго поколения начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,примерной программы начального общего образования по
музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М.,
Просвещение, 2011.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия,
нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения,
приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание
неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость
для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы,
формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за
рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и
прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми
содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия,
множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений,
отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию
ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися
подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской
деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на
музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение
элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся
музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Адресат.
Программа по музыкево 2 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития.
Структура документа.
Рабочая программа включает:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место в учебного предмета в базисном учебном плане , цели его
изучения ,основные содержательные линии ; требования к уровню подготовки учащихся , оканчивающих 1-4 класс ,основное содержание
обучения с распределением учебных часов по разделам курса ;
-тематическое планирование.
Цели и задачи обучения.
Цели:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви
к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным
традициям России, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных
музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи:
• развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
• понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
• освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
• изучение особенностей музыкального языка;
• формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также
– творческих способностей детей.
Описание места учебного предмета.
В соответствии с базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 17 часов (из расчета 0,5 час в
неделю.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой
деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
• формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
• начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
• приобретение знаний и умении;
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании
культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного
становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых
для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»
2 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на
основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного
вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные
закономерности музыкального искусства», «Музыкальные картины мира». В примерной программе предусматривается резерв 18 часов на 4
учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему
усмотрению. В I классе сокращение часов осуществляется за счет резерва учебного времени.
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни,
природы, настроений, чувств, характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня,
танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы,
обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных
композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное
состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель.
Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной
речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и
трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальные картины мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и
фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские.
Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся
традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Содержательные линии
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
II класс (17 ч)
Россия — Родина моя (2 ч)
Музыкальный пейзаж. Образы
родной природы к музыке
русских композиторов.
Песенность, как
отличительная черта русской
музыки. Средства
музыкальной
выразительности.
Государственные символы
России (флаг, герб, гимн).
Гимн — главная песня нашей
Родины. Художественные
символы России (Московский
Кремль, храм Христа
Спасителя, Большой театр).
Мелодия. Здравствуй. Родина моя! Моя Россия.
Гимн России.
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах
выразительности.
Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных
произведений (словарь эмоций).
Примерный музыкальный материал
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере
исполнении на уроках и школьных праздниках.
«Хованщина». М. Мусоргский.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении,
Гимн России А. Александров, слова С.
слове, пластике, рисунке и др.
Михалкова.
Исполнять Гимн России.
Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики,
Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, края, города, школы.
слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Н. Соловьевой.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной
творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
День, полный событий (4ч)
Мир ребенка в музыкальных
Музыкальные инструменты. Природа и музыка.
интонациях, темах и образах
Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные
детских пьес П. Чайковского и марши. Звучащие картины. Расскажи сказку.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и
изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
С. Прокофьева. Музыкальные
инструменты: фортепиано —
его выразительные
возможности. Песенность,
танцевальность, маршевость в
передаче содержания и
эмоционального строя
музыкальных сочинений.
Природа, детские игры и
забавы, сказка в музыке.
Колыбельные песни.
Своеобразие музыкального
языка композиторов, сходство
и различие.
Колыбельные. Мама.
Примерный музыкальный материал
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская
музыка.
Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты
«Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять
песен для детей». С. Соснин, слова П.
Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И.
Ласманиса; Спят усталые игрушки. А.
Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу,
латышская народная песня; Колыбельная
Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е.
Крылатов, слова Ю. Яковлева.
«О России петь — что стремиться в храм» (3 ч)
Колокольное звоны России:
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
набат, трезвон, благовест.
Святые земли Русской. Александр Невский.
Музыкальный пейзаж. Святые Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством
земли Русской: князь
Христовым! Рождество Христово.
Александр Невский,
Примерный музыкальный материал
преподобный Сергий РаВеликий колокольный звон. Из оперы «Борис
донежский. Воплощение их
Годунов». М. Мусоргский.
образов в музыке различных
Песня об Александре Невском; Вставайте, люди
жанров: народные
русские из кантаты «Александр Невский». С.
песнопения, кантата. Жанр
Прокофьев.
молитвы, хорала. Праздники
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и
музыкальной речью композитора.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Применять знания основных средств музыкальной
выразительности при анализе прослушанного музыкального
произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на
инструментах, музыкально-пластическом движении) различные
музыкальные образы (в паре, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании
различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных
и живописных образов.
Инсценировать песни и пьесы программного характера и
исполнять их на школьных праздниках.
Передавать в исполнении характер народных и духовных
песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и
литературные образы.
Сопоставлятьсредства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных
инструментов разный характер колокольных звонов.
Русской православной церкви.
В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А.
Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер;
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (2ч)
Фольклор — народная
Русские народные инструменты. Плясовые
мудрость, Оркестр русских
наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны
народных инструментов.
Девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка о
Мотив, напев, наигрыш.
народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы.
Вариации в русской народной Встреча весны.
музыке. Ритмическая парПримерный музыкальный материал
титура. Традиции
Светит месяц: Камаринская, плясовые наигрыши
народногомузицирования.
А. Шнитке.
Обряды и праздники русского Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам
народа: проводы зимы Песня- пришли, русские народные песни.
игра. песня-диалог, песняХодит месяц над лугами. С. Прокофьев.
хоровод. Народные песенки,
Камаринская. М. Чайковский.
заклички, потешки.
Прибаутки. В. Комраков.слова народные;
Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.
Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры,
хороводы.
В музыкальном театре (2 ч)
Многообразие сюжетов и
образов музыкального
спектакля. Детский
музыкальный театр: опера и
балет. Песенность,
танцевальность, маршевостьв
опере и балете.
Симфонический оркестр. Роль
дирижера, режиссера,
художника в создании
Сказка будет впереди. Детский музыкальный
театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.
Примерный музыкальный материал
Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты).
М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С.
Прокофьев.
Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С.
Прокофьев; Марш Из балета «Щелкунчик». П.
Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песнихороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и инструментального) воплощения
различных образов русского фольклора.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные
песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных
народных праздниках.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и
сопоставлять средства их выразительности.
Создаватьмузыкальные композиции (пение, музыкальнопластическое движение, игра на элементарных инструментах) на
основе образное отечественного музыкального фольклора.
Использоватьполученный опыт общения с фольклором в
досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнятьрусские народные песни,
танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.
Эмоционально откликаться и выражатьсвое отношение к
музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы
действующих лип опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом
воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказыватьсюжеты литературных произведений, положенных в
основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развитии образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
музыкального спектакля.
Элементы оперного и
балетного спектаклей.
Увертюра. Сцены из оперы
«Руслан и Людмила».
Чайковский.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.
Глинка.
В концертном зале (1 ч)
Жанровое многообразие
инструментальной и симфонической
музыки. Симфоническая сказка
«Петя и волк» С. Прокофьева:
тембры инструментов и различных
групп инструментов симфонического
оркестра.
Партитура.
Музыкальная живопись. «Картинки с
выставки» М. Мусоргского.
Симфоническая сказка «Петя и Волк».
Картинки с выставки. Музыкальное
впечатление. Звучит нестареющий Моцарт!
Симфония № 40. Увертюра.
Примерный музыкальный материал
Петя и волк. Симфоническая сказка. С.
Прокофьев.
Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной
сюиты. М. Мусоргский.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (3ч)
Композитор — исполнитель —
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные
Узнаватьтембры инструментов симфонического оркестра и
сопоставлять их с музыкальными образами симфонической
сказки.
Пониматьсмысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных
образов (пластические этюды, игра в дирижера,
драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлятьвыразительные и изобразительные особенности
музыки в их взаимодействии.
Соотноситьхарактер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передаватьсвои музыкальные впечатления в рисунке.
Пониматьтриединство деятельности композитора -
слушатель. Интонационная природа
музыки. Музыкальная речь и
музыкальный язык. Музыкальные
инструменты (орган).
Выразительность и
изобразительность музыки. Жанры
музыки. Сочинения И.-С. Баха. М.
Глинки. В.-А. Моцарта, Г.
Свиридова. Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи
(мелодия - рисунок, лад - цвет).
инструменты. Музыкальные инструменты. И
всё это — Бах! Всё в движении. Тройка.
Попутная песня. Музыка учит людей понимать
друг друга. Два лада. Легенда. Природа и
музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла.
Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
исполнителя - слушателя.
Анализировать художественно-образное содержание,
музыкальный язык произведений мирового музыкального
искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы
профессионального и музыкальнопоэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творческую
деятельность и деятельность одноклассников.
Примерный музыкальный материал
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны
авторов.
Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За
Называть и объяснять основные термины и понятия
рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; музыкального искусства.
Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Определять взаимосвязь выразительности и
Сюиты № 2. И.-С. Бах.
изобразительности в музыкальных и живописных
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника;
произведениях.
Песня жаворонка. П. Чайковский концерт для Проявлять интерес к концертной деятельности известных
фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я
исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным
(фрагменты). II. Чайковский.
конкурсам и фестивалям.
Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского
иллюстраций к повести А. Пушкина
творчества.
. Е. Птичкин.слова М. Пляцковского;
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Библиотечный фонд
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
2.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.:
Просвещение, 2011.
4.Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.М.: Просвещение, 2010.
5.Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. :Просвещение, 2013 г.
6.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.М.:Просвещение,2011
7.Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
8.Рабочая тетрадь для 2 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
9.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
10.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
11.Книги о музыке и музыкантах.
12.Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1.Портреты композиторов.
2.Таблицы признаков характера звучания
3.Таблица длительностей
4.Таблица средств музыкальной выразительности
5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7.Нотный и поэтический текст песен.
8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
1.Компьютер
2.Экран
3.Мультимедиа проектор
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
9.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Календарно-тематическоепланированиепо музыке и пению 2класс
№
п/п
Дата
проведения
план
ируе
мая
Тема урока
Основные термины и понятия
Музыкальные произведения
Жанры музыки (песня, танец, марш);
выразительность и изобразительность,
слушание, вокализация темы,
интонационно - образный анализ
Исполнение песен о Родине. Здравствуй, Родина моя!” муз.
Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
факти
ческая
Россия – Родина моя (2ч)
1
2
Музыкальные образы
родного края
Песенность как
отличительная черта
русской музыки
Понятия «мелодия-аккомпанемент»,
«запев-припев»
Р.н.п. “Калинка”.
“Гимн России”, муз. Б. Александрова, сл. С. Михалкова.
Определение динамики как средства
развития музыки. Знакомство с
символами России – Флаг, Герб, Гимн.
День, полный событий (4 ч)
3
Мир ребенка в
музыкальных образах
Знакомство с терминами «форте» и
«пиано». Тембровые характеристики
«фортепиано».
“Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш”
Прокофьева.
“Полька”
из
“Детского альбома”
Чайковского.“Тарантелла” С.Прокофьева.
4
Природа и музыка
Знакомство с нотной грамотой
Определение регистра
“Дождик, дождик”, “Заинька, зайка!”, “Жук, жук, где твой
дом?” Пьесы из “Детской музыки” С. Прокофьева: “Утро” и
“Вечер”. “Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского)
Средства музыкальной
выразительности - интонация, мелодия,
ритм, динамика, темп, регистр.
5
Танцы, танцы, танцы.Эти
разные марши
6
Расскажи сказку
Песенность, танцевальность,
маршевость.Характерные особенности
маршевости: интонация шага, ритм
марша.
Понятие музыкальной фразы
Характерные интонации колыбельных
песен.
Песенность,
танцевальность,
маршевость.“Марш
деревянных солдатиков” Чайковского , Чайковского
“Шествие кузнечиков”
Тембры колоколов. Названия
колокольных звонов.
“Праздничный
трезвон”
в
исполнении
звонарей
Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой
Лавры. “Вечерняя музыка” В. Гаврилина. Р.н.п. “Вечерний
звон”. “.
Л.н.п.“Ай-я, жу-жу, медвежонок”. “Сонная песенка” Р.
Паулса, “Спят усталые игрушки” А. Островского,
“Колыбельная медведицы”, “Сказочка” С. Прокофьева.
“Мама” П. Чайковского.
О России петь -что стремиться в храм (3 ч)
7
Колокольные звоны
России
Знакомство с понятием музыкального
пейзажа
8
9
Святые земли русской.
Определение народных песнопений
Сергий Радонежский
Рассказ о жизни Сергия Радонежского.
Картины М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею” и
“Юность Сергия Радонежского”. “Народные песнопения о
Сергии Радонежском”.
Жанр молитвы.
Рождественские
праздники
Интонационно - образный анализ пьес
Чайковского. Определение плана
развития динамики в этой пьесе: тихо
“Народные песнопения о Сергии Радонежском”. Пьесы из
“Детского альбома” П. Чайковского – “Утренняя молитва” и
“В церкви”
– усиливая – громко – затихая – тихо.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (2 ч)
10
Оркестр русских
народных инструментов
Тембры русских музыкальных
инструментов.
11
Фольклорнародная
мудрость
Фольклор
“Во поле береза стояла”, “Дон-дон”, “Андрей-воробей, не
гоняй голубей”, “Солнышко, солнышко”, “Дождик”,
“Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”, “Светит месяц”,
“Камаринская”. Игра “Разыграй песню”: игровые русские
народные песни - “Выходили красны девицы”, “Бояре, а мы
к вам пришли”
В музыкальном театре (2 ч)
12
Детский музыкальный
театр. Балет на
сказочный сюжет
Определения оперы, хора, солистов.
Определение балета, балерина, танцор.
Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят”. Играем в
музыкальный театр. Инсценировка - импровизация русской
народной сказки “Теремок”. Разучивание песни “Семеро
козлят”.
Фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева.
13
Песенность,
танцевальность,
маршевость в музыке
опер и балетов
Симфонический оркестр, дирижер
Пластический этюд.
“Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П.
Чайковского. “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко” Н.
Римского-Корсакова. “Марш” из балета “Щелкунчик” П.
Чайковского, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и
Людмила” М. Глинки.
Г. Гладков “Песня-спор Игра
“Играем в дирижера”.
В концертном зале (1 ч.)
14
Жанр симфонической
сказки Музыкальные
образы сюиты “Картинки
с выставки”
Сравнение по принципу “сходства и
различия” музыкальных образов и
средств выразительности.
Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргского “Картинки
с выставки”. “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”).
“Богатырские ворота”. “Балет невылупившихся птенцов” и
“Лиможский рынок”.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (3 ч.)
15
Интонация. Песня, танец
и марш в музыке
Кабалевского
Средства музыкальной
Марш “Кавалерийская”. Танец “Клоуны”. Песня “Карусель”
выразительности: мелодия, ритм, лад,
(слова И. Рахилло). Песня Д. Кабалевского “Наш край” (сл.
темп, динамика, регистр,
А. Пришельца).
тембр.Ладовые сопоставления мажора минора.
16
Жанр инструментального
концерта
Песня Д. Кабалевского “Наш край”, сл. А. Пришельца.
П.Чайковский “Концерт” для фортепиано с оркестром.
“Играем в композитора”.
17
Мир музыки Прокофьева
и Чайковского
Определение стиля композитора.
Мир детских игр и увлечений (“Игра в пятнашки” – “Игра в
лошадки”, “Марш”, “Прогулка” – “Марш деревянных
солдатиков”). Народные мотивы (“Камаринская” – “Мужик
на гармонике играет”). Сказка в музыке (“Сказочка” –
“Нянина сказка”).
17