АРП Технология 2 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Технология» (ручной труд) для 2 класса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (вариант 6.3).
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных
нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят
своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,
свойственные всем обучающимся с НОДА:
- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально
развивающимся сверстникам;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и
ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Цели образовательно-коррекционной работы:
- развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий; приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;
- подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.
Задачи:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять
приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
- формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно
располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и
безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» (РУЧНОЙ ТРУД)
Личностные и предметные результаты

Личностными результатами изучения курса «Ручной труд» во 2 классе является формирование следующих умений:
-

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-

осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-

проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;

-

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметными результатами изучения курса «Ручной труд» во 2-м классе являются:
-

получение первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека, о мире профессий;

-

усвоение правил техники безопасности;

-

овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для
социального и трудового взаимодействия;

-

овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные
технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;

-

развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), характеризовать материалы и
инструменты, устанавливать последовательность работы;

-

уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы ("аккуратно", "неаккуратно").

-

сформированность умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости
от их свойств;

-

сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и
инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

-

использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения
предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-

названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, нитки);

-

названия основных цветов указанных материалов;

-

названия операций, необходимых для обработки материала (пластилин - лепят, бумагу - сгибают, нитки - сплетают, вьют).

Обучающиеся должны уметь:
-

охарактеризовать основные свойства материалов;

-

организовать работу с опорой на образец изделия, показ учителем приемов работы и его устную инструкцию;

-

сопоставить свою поделку, образец и натуральный предмет.

Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать и уметь:
-

название материалов, объектов работы;

-

использование пространственных характеристик: "вверху", "внизу", "слева", "справа", "в центре", "в углу" при работе с листом
бумаги;

-

анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;

-

определять места приклеивания аппликации, присоединение дополнительных деталей с опорой на образец;

-

пользоваться предметной инструкционной картой;

-

самостоятельно организовывать работу с ножницами.

Содержание учебного предмета «Технология» (ручной труд)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению
обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с

материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений
обучающихся.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый
пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение
выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты,
применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места
и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной
последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики),
скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными
движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из
двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с
объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания
материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете.
Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумаги, картона).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма,
величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор,
хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами.
Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических
требований, правила безопасной работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина и природного материала и
дополнительных материалов для оформления макета. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания,
вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление
засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
РАБОТА С БУМАГОЙ. Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом
прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага
для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы,
карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка. Ознакомление с оттенками
цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации. Понятие о геометрическом и
растительном орнаментах.
Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими
инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с
бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка
инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым
и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание
поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков
материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей
аппликации клеем и наклеивание их.

РАБОТА С НИТКАМИ. Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками,
их назначение и хранение. Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной
работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и
завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в
иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным
линиям.

Тематическое планирование
№

Тема

1

Вводный урок.

2

Работа с глиной и пластилином.

3

Работа с природными материалами.

4

Работа с бумагой и картоном.

5

Работа с текстильными материалами

6

Работа с проволокой
Всего

Количество часов

1
2
3
14
10
4
34 ч.

По учебному плану на изучение предмета «Технология» (ручной труд) выделен 1 час в неделю (34 учебных недели), 34 часа в год).

Календарно – тематическое планирование «Технология» (ручной труд)
Л.А.Кузнецова. «Технология. Ручной труд». 2 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных организаций VIII вида. .- Санкт-Петербург, филиал
издательства «Просвещение», 2014
№п/п Дата Корр.
Тема урока
Повторение пройденного в первом классе
1
Вводный урок. Соблюдение техники безопасности и санитарногигиенических требований. Правила обращения с инструментами
и материалами.
2
Сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр».
Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы.
Изделие: «Кружка»
3
Лепка из пластилина предметов конической формы
(конструктивный способ). Изделие: «Чашка из пластилиновых
жгутиков»
4
Экскурсия в природу. Сбор природного материала.
5
Выполнение игрушек из природного материала: грибы (из
листьев).
6
Выполнение игрушек из природного материала: кораблик (из
скорлупы и др. материалов).
7
Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Виды и сорта
бумаги».
8
Сминание бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой
бумаги по образцу. Аппликация: «Дерево в разное время года»
9
Разметка геометрических фигур по шаблонам: квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг, овал»
10
Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с
аппликацией из геометрических фигур для хранения изделий.
11
Изготовление ёлочных игрушек «Петушок».
12
Изготовление ёлочных игрушек «Рыбка».
13
Изготовление ёлочных игрушек «Елочка».
14
Изготовление гирлянды: цепь.
15
Вырезание снежинок.
16
Повторение пройденного в по теме "Свойства ниток".
17
Плетение пояса из 4 прядей.
18
Выполнение кисточки.
19
Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок.
20
Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.
21
Сматывание ниток в клубок. "Шарики из ниток разной величины"
22
Подарок для мамы.
23
Подарок для мамы.
24
Сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке.
«Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Измерение
длины и ширины прямоугольника».
25
Разметка бумаги и картона по линейке. «Прямоугольник 10x8
см», «Квадрат 7x7 см»
26
Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке.
Изделие: «Грузовик»
27
Раскрой из ткани заготовки изделия. Изделие: «Квадраты из
ткани»
28
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой

29
30
31
32
33
34

(сметочными стежками).
Изделие: «Упражнения на бумаге в клетку».
«Квадраты из ткани 5*5 см», «Игольница - конверт»,
Работа с проволокой. Навивание пружинки на стержень, на
карандаш.
Плетение браслета.
Плетение брелока.
Плетение кольца.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».