Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Технология» (ручной труд) для 2 класса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (вариант 6.3).
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных
нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят
своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,
свойственные всем обучающимся с НОДА:
- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально
развивающимся сверстникам;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и
ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Цели образовательно-коррекционной работы:
- развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий; приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;
- подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.
Задачи:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять
приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
- формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно
располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и
безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» (РУЧНОЙ ТРУД)
Личностные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса «Ручной труд» во 2 классе является формирование следующих умений:
-
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
-
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами изучения курса «Ручной труд» во 2-м классе являются:
-
получение первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека, о мире профессий;
-
усвоение правил техники безопасности;
-
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для
социального и трудового взаимодействия;
-
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные
технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
-
развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), характеризовать материалы и
инструменты, устанавливать последовательность работы;
-
уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы ("аккуратно", "неаккуратно").
-
сформированность умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости
от их свойств;
-
сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и
инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
-
использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения
предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-
названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, нитки);
-
названия основных цветов указанных материалов;
-
названия операций, необходимых для обработки материала (пластилин - лепят, бумагу - сгибают, нитки - сплетают, вьют).
Обучающиеся должны уметь:
-
охарактеризовать основные свойства материалов;
-
организовать работу с опорой на образец изделия, показ учителем приемов работы и его устную инструкцию;
-
сопоставить свою поделку, образец и натуральный предмет.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать и уметь:
-
название материалов, объектов работы;
-
использование пространственных характеристик: "вверху", "внизу", "слева", "справа", "в центре", "в углу" при работе с листом
бумаги;
-
анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;
-
определять места приклеивания аппликации, присоединение дополнительных деталей с опорой на образец;
-
пользоваться предметной инструкционной картой;
-
самостоятельно организовывать работу с ножницами.
Содержание учебного предмета «Технология» (ручной труд)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению
обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с
материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений
обучающихся.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый
пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение
выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты,
применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места
и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной
последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики),
скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными
движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из
двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с
объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания
материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете.
Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумаги, картона).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма,
величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор,
хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами.
Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических
требований, правила безопасной работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина и природного материала и
дополнительных материалов для оформления макета. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания,
вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление
засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
РАБОТА С БУМАГОЙ. Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом
прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага
для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы,
карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка. Ознакомление с оттенками
цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации. Понятие о геометрическом и
растительном орнаментах.
Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими
инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с
бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка
инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым
и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание
поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков
материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей
аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ. Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками,
их назначение и хранение. Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной
работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и
завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в
иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным
линиям.
Тематическое планирование
№
Тема
1
Вводный урок.
2
Работа с глиной и пластилином.
3
Работа с природными материалами.
4
Работа с бумагой и картоном.
5
Работа с текстильными материалами
6
Работа с проволокой
Всего
Количество часов
1
2
3
14
10
4
34 ч.
По учебному плану на изучение предмета «Технология» (ручной труд) выделен 1 час в неделю (34 учебных недели), 34 часа в год).
Календарно – тематическое планирование «Технология» (ручной труд)
Л.А.Кузнецова. «Технология. Ручной труд». 2 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных организаций VIII вида. .- Санкт-Петербург, филиал
издательства «Просвещение», 2014
№п/п Дата Корр.
Тема урока
Повторение пройденного в первом классе
1
Вводный урок. Соблюдение техники безопасности и санитарногигиенических требований. Правила обращения с инструментами
и материалами.
2
Сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр».
Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы.
Изделие: «Кружка»
3
Лепка из пластилина предметов конической формы
(конструктивный способ). Изделие: «Чашка из пластилиновых
жгутиков»
4
Экскурсия в природу. Сбор природного материала.
5
Выполнение игрушек из природного материала: грибы (из
листьев).
6
Выполнение игрушек из природного материала: кораблик (из
скорлупы и др. материалов).
7
Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Виды и сорта
бумаги».
8
Сминание бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой
бумаги по образцу. Аппликация: «Дерево в разное время года»
9
Разметка геометрических фигур по шаблонам: квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг, овал»
10
Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с
аппликацией из геометрических фигур для хранения изделий.
11
Изготовление ёлочных игрушек «Петушок».
12
Изготовление ёлочных игрушек «Рыбка».
13
Изготовление ёлочных игрушек «Елочка».
14
Изготовление гирлянды: цепь.
15
Вырезание снежинок.
16
Повторение пройденного в по теме "Свойства ниток".
17
Плетение пояса из 4 прядей.
18
Выполнение кисточки.
19
Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок.
20
Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.
21
Сматывание ниток в клубок. "Шарики из ниток разной величины"
22
Подарок для мамы.
23
Подарок для мамы.
24
Сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке.
«Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Измерение
длины и ширины прямоугольника».
25
Разметка бумаги и картона по линейке. «Прямоугольник 10x8
см», «Квадрат 7x7 см»
26
Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке.
Изделие: «Грузовик»
27
Раскрой из ткани заготовки изделия. Изделие: «Квадраты из
ткани»
28
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой
29
30
31
32
33
34
(сметочными стежками).
Изделие: «Упражнения на бумаге в клетку».
«Квадраты из ткани 5*5 см», «Игольница - конверт»,
Работа с проволокой. Навивание пружинки на стержень, на
карандаш.
Плетение браслета.
Плетение брелока.
Плетение кольца.