АРП Чтение 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по чтению составлена на
основе:
•
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ст .2 п 28; ст. 12
п.5; ст. 28 п.2, 3 (6), ст. 79 от 29.12.2012;
•
ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373, с изменениями
(приказы МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. № 2357);
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
•
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от
17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;
•
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786
от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
•
Письма департамента образования Ярославской области «Об образовательной
деятельности в 2016-2017 учебном году»;
•
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости(вариант 6.3) от 22 декабря 2015 г. (протокол № 4/15);
•
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата от 22 декабря .2015 г. (протокол №4/15);
Программа ориентирована на обучающегося с двигательными нарушениями средней
степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности,
осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющие недоразвитие речи
осложненное дизартрическими нарушения и моторной алалией. У детей с умственной
отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый
план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактнологического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном
интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным
интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство
неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. Все
это позволяет прогнозировать значительные трудности при формировании графомоторных
навыков и собственно письма, как такового. Поэтому данная программа предусматривает
формирование у обучающегося предпосылок для дальнейшего развития замещающего
письма (печатанье на компьютере). В тематическом планировании наряду с основной темой
урока предусмотрено поэтапное системное знакомство и обучение работе с клавиатурой (по
медицинским показаниям работа на ПК ребенку запрещена).
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят
своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить
особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не

присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды.
Для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (вариант 6.3 ФГОС НОО
(ОВЗ)) учет особенностей и возможностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью
реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графомоторных навыков, пространственных и временных представлений, приемы сравнения,
сопоставления, противопоставления при освоении нового материала, специальное
оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и
услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую
помощь. Практическая направленность обучения, т.е. направленность на социализацию и
воспитание автономности.
Цели образовательно-коррекционной работы
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования
обучающихся с обучающихся с НОДА с умственной отсталостью.
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с
НОДА с умственной отсталостью. Овладение знаниями и умениями в данной предметной
области является необходимым условием успешной социализации обучающихся,
формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения чтению детей с НОДА с умственной отсталостью неразрывно
связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном
обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала по чтению, рекомендованного для изучения
в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с НОДА с
умственной отсталостью являются его доступность и практическая значимость. Доступность
проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая
значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся,
формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при
решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального
окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом
ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического
метода. Наряду этим методом обучения грамоте частично используется слоговой метод
обучения. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры,
слова, предложения, короткие тексты. Обучение чтению в букварный период условно
делится на три этапа. Определенная свобода в распределении материала по четвертям и
годам обучения дает возможность принимать во внимание особенности ребенка с
интеллектуальными нарушениями и двигаться в том темпе изучения звуков и букв, в чтении
слоговых структур и слов, который доступен.
Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур отличается от порядка их изучения
с детьми не имеющих интеллектуальных нарушений. Он является наиболее доступным

умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их мыслительной
деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и
отчетливое произношение, различение в сочетании с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности:
восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементы и их расположение),
сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение
звука с образом буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му),
требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и слоги со стечением
согласных.
По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно
усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов,
до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа
по накоплению, уточнению и активизации словаря первоклассников, закладывается база для
развертывания устной речи.
В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала,
с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом,
предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог
как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.
Место предмета в учебном плане
В
учебном плане примерной образовательной программы основного общего
образования для обязательного изучения учебного предмета «чтение» во 2 классе отводится
99 часов (3 часа в неделю). Исходя из этого рабочая программа адаптирована под условия
образовательного процесса Кудряшова Артема с сохранением основных содержательных
линий и рассчитана на 35 часов обучения, (1час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Изучение предмета «Чтение» во 2 классе направлено на формирование следующих
базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
•
осознавать себя как ученика заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
•
самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договорённости
•
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений
об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Коммуникативные учебные умения:
•
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель – ученик)
•
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем
•
обращаться за помощью и принимать помощь
•
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности
Регулятивные учебные способности:
•
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из–за парты и т.д.)
•
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе
•
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников

•
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов
Познавательные учебные умения:
•
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале
•
пользоваться знаками, символами, предметами – заменителями;
•
читать;наблюдать;
•
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях)
Предметные результаты
В рабочей программе 2 класса по предмету «Чтение» предусмотрено два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень
освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Предполагается, что к концу обучения во 2 классе обучающиеся будут уметь:
Минимальный уровень:
•
слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью
учителя или с опорой на картинку
•
читать по слогам короткие тексты
•
соотносить прочитанный текст с иллюстрацией
•
читать наизусть 2-3 небольших стихотворения
Достаточный уровень:
•
слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ
•
соотносить прочитанный текст с иллюстрацией
•
читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом
двусложных слов, простых по семантике и структуре
•
пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок
прочитанный или прослушанный текст
•
выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися
класса
Содержание учебного предмета
Зазвенел звонок – начался урок.»
Осень в школе. По Н. Саксонской. Экскурсия.;«Я могу считать до ста…» Р. Сеф.; «Где
лево, где право». По В. Берестову.;Школьные слова. По В. Драгунскому.;Я учусь писать. По
М. Яснову.;«Таня знала буквы…» Л. Толстой.; В школе. По К. Ушинскому.; Мы дежурим. По
В. Викторову.; Про то, для кого Вовка учится. По В. Голявкину.; Физкультура. По Э.
Мошковской.; Пятёрка. По Р. Сефу.; Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому.; Три плюс
пять. М. Юдалевич.; Первый урок. По В. Голявкину.; Уроки. По В. Драгунскому.; Давайте
складывать слова. Г. Мямлин.; Школьные загадки.
«Осенние страницы».
Художник – Осень. По Г. Скребицкому. Экскурсия.; В эту осень. (Отрывок) С. Козлов.;
Падают, падают листья… М. Ивенсен.; Здравствуй, осень. В. Викторов.; В октябре. По А.
Митяеву.; Верная примета.; Народные приметы.; Когда шубу носить? А. Степанов.; Белки. По
И. Соколову – Микитову.; Белкина кладовка. Е. Благинина.; Кто сажает лес. По Г. Снегирёву.;
Почему ноябрь пегий. По Н. Сладкову.; Осенние загадки.
«Сказка за сказкой».
Верши и корешки.; Лиса и кувшин.; Рак и лиса.; Старик и два медвежонка.
(Ингушская сказка).; Заяц и черепаха.; Волк и лошадь. (Румынская сказка).
Добрый крестьянин.

«Заяц и черепаха» (Ингушская сказка) ,«Волк и лошадь» (Румынская сказка), «Добрый
крестьянин» (Японская сказка)
«Мир животных».
Кто любит собак… Р. Сеф.; Барашек (Английская народная песенка).; Загадка.;
Кролик. В. Лифшиц.;Лапки. Ю. Коронец.; Котёнок. Е. Благинина.; Собака. А. Барто.; Ёж. Е.
Чарушин.; ; Живой букет. Я. Агафова.;Медвежонок. По Г. Снегирёву.; Лисья нора. По
Соколову – Микитову.; Кто? С. Чёрный.; Бобрёнок. По Г. Снегирёву.; Детский дом. С.
Маршак.; Животные. Р. Зелёная, С. Иванов.;Загадки о животных.
«Птицы наши друзья».
Соловей. По Соколову – Микитову.; Ворон. Г. Снегирёв.; Спор на скворечне. Г.
Ладонщиков.; Пылесос. По Н. Сладкову.; Птичка. По В..Голявкину.; Птичьи загадки.
«Зимние страницы».
По ягоды на лыжах. Н. Егоров.; Снег идёт. По Л. Воронковой. Экскурсия.; Озорные
снежинки. Л. Наппельбаум.; Сёмка и мороз. По Е. Кузнецовой.; Белая страница. С.
Маршак.Книга зимы. В. Бианки.; Что это было? Д. Хармс; Зайчик и рябина. В.
Сухомлинский.; Зимний запас. По Н. Сладкову.; Наши друзья. Г. Ладонщиков.Зимний
разговор через форточку. (Отрывок). Б. Брехт.; Храбрая птица. По Н. Плавильщикову.; Что
такое Новый год? Е. Махалова.; Ночное приключение. Ю. Кушак.; Снеговики. По Л.
Сергееву.; Зимние загадки.
«Всё мы делаем сами и своими руками».
Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная песенка).; Вот какие наши руки. А.
Гарф.; Белоручки. В. Голышкин.; Своими руками. В. Осеева.; Десять помощников. М.
Коцюбинский.; Первая рыбка. Е. Пермяк.; Кукла и Катя. Г. Ладонщиков.; Разговор о технике.
Е. Серова.; Странное дело. И. Мазнин.; Вкусный пирог. По П. Тихонову.; Мы вдвоём. Г.
Глушнев.; Подходящая вещь. По В. Голявкину.; Танечка – хозяйка. М. Глазков.; Доктор
Петрова. М. Моисеева.; Мамина работа. По Е. Пермяку.; Загадки о наших помощниках.
«Буду делать хорошо и не буду плохо».
Подружки. А. Кузнецова.; Рыцари. А. Барто.; Жалейкинпруд.Н. Сладков.; Страшная
история. Р. Зелёная, С. Иванов.; Хитрое яблоко. По Т. Пономарёвой.Урок дружбы. М.
Пляцковский.; ; Яблоко. В. Хомченко.; Про Людочку. В. Карасёва.; Никто не мешает. Р.
Баумволь.; Сказка про честные ушки. С. Прокофьева.
. «Ежели вы вежливы…».
Доброе утро. Н. Красильников.; Как Маша яблоко ела. Л. Каминский.; Удивительное
превращение. По В. Голышкину.; Брысь, шапочка! А. Седугин.; Песенка о вежливости,
(отрывок). С. Маршак.; Кто грамотнее? По Я. Пинясову.
«Весенние страницы».
Появление весны. Л. Модзалевский. Экскурсия.; Весна – красна. И. Соколов –
Микитов.; Март. Ю. Коринец.; Поздравление. Л. Барбас.; Сосульки. М. Пляцковский.;
Песенка капели. М. Борисова.; Художник – Весна. По Г. Скребицкому.; Подснежник. Е.
Серова.; Белое и жёлтое. По Ю. Ковалю.; Салют весне. З. Александрова.; Любитель цветов.
Н. Сладков.; Терем – рукавица. В. Хомченко.; Девятое мая. Г. Виеру.; Никто не знает, но
помнят все. По Л. Кассилю.; Майский праздник. Т. Белозёров.; Лучше нет родного края. П.
Воронько. Экскурсия по городу.; Весенние загадки.
«Посмеёмся, улыбнёмся».
Повар. О. Григорьев.; Память. Э. Успенский.; Хорошо спрятанная котлета. Г. Остер.;
Как поросёнок научился говорить. По Л. Пантелееву.; Банька. Ю. Кушак.; Как котёнок Яша
учился рисовать.; Познакомился. В. Лопатин.; Весёлые загадки. «Отвечайте, правда ли?»
«Летние страницы».
Земляника. Е. Трутнева.; Солнце и радуга. К. Ушинский.; Мост. Л. Мануш.; Шмель и
Миша. А. Седугин.; Гнездо в траве. По В. Хомченко.; Каникулы. Л. Фадеева.; Летние загадки.
«Как хорошо уметь читать».
Читалочка. В. Берестов.; Раньше улица молчала. И. Железнова.; Читателю. Р. Сеф.;
Спрятался. В. Голявкин.; Ау. Л. Пантелеев.; Прощальная игра. Д. Чиарди.; Книжкины
загадки.

Тематическое планирование

№ Название раздела
п/п

Кол-во Основные виды деятельности обучающихся
часов

1

Зазвенел
звонок- 4 ч
начинается урок.

Учить правильно, выразительно, сознательно, плавно
читать целыми словами без искажения и пропусков.
Слоговое чтение сложных, трудных для произношения
слов. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам,
помещенным в книге для чтения.
Разучивание небольших по объему стихотворений,
чтение их перед классом

2

Осенние страницы

2ч

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное
словесное рисование, работа с репродукциями.
Разучивание небольших по объему стихотворений.

3

Сказка за сказкой

2ч

Пересказ содержания прочитанного (сначала по вопросам
учителя); подготовка к самостоятельному пересказу.
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми
словами после работы над ним под руководством учителя

4

Мир животных.

4ч

Выделение действующих лиц. Выбор из текста (с
помощью
учителя)
слов
и
предложений,
характеризующих события, действующих лиц, картины
природы. Чтение про себя простых по содержанию
текстов. Понимание и объяснение слов и выражений,
употребляемых в тексте

5

Птицы
друзья

наши 2 ч

Чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста,
библиографическая культура. Пересказ содержания
прочитанного (сначала по вопросам учителя); подготовка
к самостоятельному пересказу. Выразительное чтение с
соблюдением пауз между предложениями и частями
текста (после подготовки с учителем).

6

Зимние страницы.

7

Все мы
сами
и
руками.

-

2ч

Соблюдение правильной интонации в предложениях с
соответствующими
знаками
препинания
(точка,
вопросительный знак, восклицательный знак). Учить
правильно, выразительно, сознательно, плавно читать
целыми словами без искажения и пропусков.

сделали 2 ч
своими

Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических
произведений. Осознанное, правильное чтение текста
вслух целыми словами после работы над ним под
руководством учителя.

8

Буду делать хорошо 3ч
и не буду плохо

Деление текста на части по вопросам. Определение (с
помощью учителя) основной мысли прочитанного по
отдельным вопросам.

9

Ежели
вежливы…

Работа с текстом художественного произведения,
культура речевого общения. Чтение про себя простых по
содержанию текстов и стихотворений. Учить правильно,
выразительно, сознательно, плавно читать целыми
словами без искажения и пропусков.

вы 3ч

10 Весенние страницы

4 ч

Чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста.
Учить правильно, выразительно, сознательно, плавно
читать целыми словами без искажения и пропусков.

Посмеемся,
улыбнемся

2ч

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми
словами после работы над ним под руководством
учителя.
разучивание
небольших
по
объему
стихотворений, чтение их перед классом.

12 Летние страницы

2ч

Учить правильно, выразительно, сознательно, плавно
читать целыми словами без искажения и пропусков.
Формировать культуру чтения, совершенствовать технику
чтения.

13 Как хорошо уметь 1 ч
читать!

Формировать желание учиться с радостью, выполнять
обязанности обучающегося.. Формировать читательский
интерес. Соотносить жизненные и читательские
впечатления. Выразительное чтение с соблюдением пауз
между предложениями и частями текста (после
подготовки с учителем).

14 Внеклассное чтение 4

Просмотр
выставки
книг.
Учить
правильно,
выразительно, сознательно, плавно читать целыми
словами без искажения и пропусков. Выразительное
чтение с соблюдением пауз между предложениями и
частями текста (после подготовки с учителем). Пересказ
содержания прочитанного (сначала по вопросам учителя);
подготовка к самостоятельному пересказу.

11

Итого:

35 ч

Учебно-методический комплект
Учебник:

: Учебник Чтение 2 класс. Учебник для спец.(коррекционных)
образ.учрежд. VIII вида. /Автор-сост. С.Ю. Ильина.– М., Просвещение, 2013.
Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный
материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образца написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
- конструктор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».