РП Ведение домашнего хозяйства 5-6 классы.doc

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии:
1.
Федеральный Закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями: приказы Минобрнауки
РФ от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 № 1577);
3.
Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (http://www.fgosreestr.ru);
4.
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации
внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования";
5.
На основе Примерной программы по технологии с учетом Авторской
Программы по «Технологии» (обслуживающий труд). О.А.Кожина, С.Э. Маркуцкая. М:
Москва «Дрофа» 2014год.
6.
Учебного плана МОУ СОШ № 62
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ведение домашнего хозяйства» рассчитана на
35 часов, 1 час в неделю в каждом классе.
ЦЕЛЬ КУРСА «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА».
Главная цель курса «Ведение домашнего хозяйства» - подготовка учащихся к
первоначальной успешной интеграции в общество .
Это предполагает:
 развитие у учащихся интереса
к жизненным бытовым ситуациям, с которыми им
предстоит встретиться и которые им придется решать;
 накопление определенных навыков и умений во внепроизводственной сфере – в быту,
для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде, жилище, для поддержания здоровья;
 развитие разносторонних качеств личности, способности адаптации и интеграции в
общество.
ЗАДАЧИ КУРСА «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»
В процессе изучения курса «Ведение домашнего хозяйства» должны быть решены
следующие задачи:
 овладение навыками личной гигиены;
 привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
 формирование навыков культуры поведения;
 ознакомление с основами медицинской помощи; семейных отношений;
 развитие самостоятельности и способности учащихся решать задачи в бытовой сфере;
 обеспечение учащихся возможности самопознания;
 воспитание трудолюбия, человечности, милосердия, желания быть хорошей хозяйкой.
Для решения этих задач можно выделить 11 основных разделов:
1. Личная гигиена.
2. Одежда и обувь.
3. Питание.
4. Этикет. Культура поведения.
5. Жилище.

6. Домашний доктор.
7. Работа с тканью.
8. Вязание.
9. Зеленый уголок.
10. Семья и семейные отношения.
11. Школа будущих родителей.
При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек всю свою жизнь
развивается. В жизни легче человеку, который много умеет и знает. «Умение за плечами не
носить».
Основная часть времени отводится на практические занятия.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Ведение домашнего
хозяйства»
Личностные: У обучающегося будут сформированы:
-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как
одного -из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные: Обучающийся научится:
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные: Учащиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-владеть монологической и диалогической формой речи;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Познавательные: Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-высказываться в устной и письменной форме;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,
творческие способности;
-расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
-познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
-использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями
уже известных инструментов;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-достичь оптимального для каждого уровня развития;
-сформировать навыки работы с информацией.
ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»
5 КЛАСС.
Тема: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
Правила личной гигиены в течение дня. Умывание, чистка зубов, ушей. Душ утренний.
Вечерняя чистка зубов. Душ вечерний.
Предметы и средства личной гигиены: мочалка, зубная щетка, расческа, полотенце банное, для
лица, для ног.
Уход за полостью рта. Чистка зубов, посещение стоматолога. Профилактика кариеса.
Уход за ушами. Чистка ушей (Ватный жгутик).
Сохранность зрения. Читать в хорошо освещенном помещении, смотреть телевизор не ближе 3х метров.
Уход за волосами, кожей лица, ногтями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
чистка ушей;
стрижка ногтей.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Утром: умывание или душ, чистка зубов, расчесывание волос.
 Вечером: душ или умывание и мытье ног, чистка зубов.

 Предметы и средства личной гигиены.
 Зубы чистить 2 раза в день.
 Волосы следует мыть, как только загрязнятся и станут жирными, потеряют блеск.
 Частый просмотр телевизора - вредно для здоровья.
 Косметолог – осуществляет лечение кожи.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Правильно проводить водные процедуры, ухаживать за кожей лица, за ушами, ногтями.
Ухаживать за волосами.
Тема: «ОДЕЖДА И ОБУВЬ»
Виды одежды и головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой и ее
хранение. Виды обуви, их назначение. Повседневный уход за кожаной обувью. Уход за обувью из
замши и текстиля. Уход за мокрой обувью. Подготовка обуви к сезонному хранению. Наложение
заплат на разорванное место на одежде. Штопка изделий. Стирка нижнего белья, носков.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
уход за обувью;
наложение заплат;
штопка изделий;
стирка нижнего белья.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Разновидность одежды. О повседневном уходе за одеждой. Как правильно хранить
одежду. Назначение одежды.
 Виды обуви, способы чистки обуви кожаной, замшевой, из текстиля. Специфика сушки
обуви, методы хранения обуви.
 Технологию наложения заплат, штопки изделий.
 Секреты стирки нижнего белья.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Одеваться по сезону, ухаживать за одеждой и обувью, накладывать заплатки, штопать
белье, правильно стирать и сушить нижнее белье.
Тема: «ПИТАНИЕ».
Правила мытья и чистки посуды. Средства для чистки посуды. Губки, терки, щетки.
Сервировка стола к завтраку. Застольный этикет. Санитарно-гигиенические требования к
приготовлению пищи. Знакомство со стоимостью необходимых продуктов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Мытье и чистка кухонной посуды;
Сервировка стола к завтраку.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Правила мытья и чистки посуды, чистящие средства;
 Застольный этикет;
 Способы сервировки стола к завтраку;
 Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Мыть, чистить посуду, используя чистящие средства, сервировать стол к завтраку,
соблюдать застольный этикет.
Тема: «ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ».
Правила поведения за столом, правила этикета (строго установленный порядок) за столом.
Правильный прием пищи, правильное пользование столовыми приборами. Опоздавший должен

извиниться, не следует широко расставлять локти и опираться на них, не стоит говорить о плохом, не
заводить разговор с человеком, сидящим далеко, если блюдо не нравится необходимо вежливо
отказаться, не объясняя причин, разговаривать можно, если во рту нет пищи, закончив еду,
необходимо столовые приборы положить в тарелку.
Правила приема пищи. Брать крайний кусок, который ближе, не брать нож в рот, не ковырять
вилкой в зубах, не дуть на горячую еду, ждать когда остынет, не тянутся к блюду, попросить передать
его, есть следует беззвучно, не следует брать много еды на тарелку, не стоит увлекаться одним
блюдом, т.к. может не хватить другим.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Упражнения по этикету за столом;
Проведение чаепития.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Правила поведения за столом, правила приема пищи.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Пользоваться столовыми приборами, выполнять правила этикета за столом.
Тема: «ЖИЛИЩЕ».
Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки
помещения. Чистящие и моющие средства. Правила вытирания пыли. Правила подметания пола,
мытья посуды. Пылесос. Правила техники безопасности при работе с пылесосом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Регулярная уборка помещения.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Гигиенические требования к жилому помещению ( окно - для света и проветривания,
отопление - для тепла и от сырости, коврик у входной двери – от песка и грязи, чистота всего
помещения)
 Назначение инвентаря: веник, савок, ведро для мусора, таз, ведро для мытья пола, щетка
для радиаторов, тряпки для пола и для вытирания пыли.
 Правила техники безопасности при работе с пылесосом.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Проводить регулярную уборку помещения, пользоваться чистящими и моющими
средствами, пользоваться пылесосом.
Тема: «ДОМАШНИЙ ДОКТОР».
Первая помощь при ушибах. Наложение холода на место ушиба. Кровотечение из носа.
Наложение салфетки, смоченной холодной водой, на переносицу.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Первая помощь при ушибах;
Кровотечение из носа.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Способы заглушения боли при ушибах, способы наложения холода на место ушиба.
 Методы остановки кровотечения из носа.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Накладывать холод на место ушиба, останавливать кровотечение из носа.
Тема: «РАБОТА С ТКАНЬЮ».
Изготовление игольницы «Яблоко». Раскрой по образцу деталей яблока. Сметывание.
Скрепление деталей. Набивка. Изготовление прихватки в форме квадрата. Раскрой и пошив фартука.
Изготовление подставки под горячую посуду. Пошив полотняных салфеток.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

Игольница «Яблоко»
Прихватка
Фартук
Подставка под горячую посуду
Салфетка
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими предметами.
 Технологию изготовления игольницы, прихватки, подставки под горячее, фартука,
салфетки.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Изготавливать игольницу «Яблоко», прихватку, подставку под горячую посуду, шить
салфетки, фартук.
Тема: «ВЯЗАНИЕ».
Вязание крючком – вид рукоделия. Подбор пряжи и крючка. Первая петля. Косичка.
Набавление петель. Подготовка нитей (из старых вещей). Столбики без накида. Коврик прикроватный
круглой формы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Вывязывание первой петли, косички.
Подготовка нитей.
Вязание прикроватного коврика.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 О пользе вязания крючком;
 Какие изделия можно вязать крючком.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Вязать первую петлю, косичку, набавлять петли, вязать полотно по кругу.
Тема: «ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛОК».
Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями.
Цветы - украшение квартиры, создают благоприятный климат и настроение повышают
влажность, лимонное дерево убивает микроорганизмы в воздухе, очищают воздух.
Секреты полива, обмывания ( 1-2 раза в неделю), удаление сухих листьев, увядших, загнивших.
Опрыскивать теплой водой.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Обмывание комнатных растений;
Посадка лука.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Роль комнатных растений в жизни человека;
 Секреты полива, обмывания, рыхления комнатных растений
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Производить полив, обмывание, чистку и рыхление комнатных растений, высаживать
луковицы в грунт.
Тема: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ».
Состав семьи (брат, сестра, мама, папа, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники).
Семья – это люди, которые живут вместе. Ведут общее хозяйство.
Правила поведения в семье: доверие друг, другу, общий бюджет, выполнение обязанностей по
дому. Решение всех проблем с учетом интересов каждого члена семьи, оказание посильной помощи и
поддержки нуждающемуся члену семьи.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:





Состав своей семьи.
Имена, отчество родителей.
Правила поведения в семье.

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»
6 КЛАСС.
Тема: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА».
Закаливание организма. Зарядка, обтирание. Уход за кожей лица (повторение). Уход за кожей
рук, за ногтями. Кремы, маникюрные ножницы, пилочка. Уход за волосами (повторение). Гели,
муссы. Инструменты для ухода за волосами: расческа, массажные щетки, зажимы, бигуди, фен.
Типы волос: сухие, нормальные, жирные.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Проведение зарядки.
«Салон чистых рук».
Проведение укладки волос.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Роль закаливания организма, знать упражнения для определенных мышц.
 Кожа нуждается в уходе, правила ухода за кожей лица.
 Название гелей, муссов, пенок для волос.
 Типы волос, периодичность мытья волос.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ
Проводить зарядку, обтирание; ухаживать за кожей рук, ногтями, пользоваться
кремами; использовать гель и муссы для волос, пользоваться бигуди, феном.
Тема: «ОДЕЖДА И ОБУВЬ».
Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, кнопок, крючков, петель на шторы. Ручная
стирка, сушка изделий и стирка белья из х/б тканей. Утюжка изделий. Техника безопасности при
работе с утюгом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Застрачивание разорвавшихся швов на одежде, утюжка белья;
Пришивание пуговиц, кнопок, крючков.
Пришивание петель на шторы.
Стирка белья из х/б ткани, шелковых изделий.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Правила мелкого ремонта;
 Подбор ниток, правила пришивания пуговиц, кнопок, крючков;
 Пришивание петель на шторы;
 Правила стирки белья из х/б тканей и шелковых тканей;
 Технику безопасности при работе с утюгом.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Выполнять мелкий ремонт одежды, пришивать пуговицы, кнопки, крючки, пришивать
петли на шторы, стирать белье из х/б и шелковых тканей, гладить белье из этих тканей, пользоваться
утюгом.
Тема: «ПИТАНИЕ».
Мебель и оборудование на кухне. Средства чистки мебели и оборудования ( мясорубка).
Приборы, посуда, сервировка стола к ужину. Режущие инструменты, кипяток. Хранение продуктов в
холодильнике и без него.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Сервировка стола к ужину.
Чистка холодильника.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

 Необходимую мебель и оборудование, применяемое на кухне, средства ухода и чистки
мебели и оборудования на кухне, сервировку стола к ужину, правила техники безопасности с
режущими инструментами и кипятком, способы хранения продуктов ( в холодильнике и без него).
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Чистить посуду, мебель и оборудование на кухне, сервировать стол к ужину,
пользоваться режущими инструментами, технику безопасности при работе с кипятком, хранить
продукты в холодильнике и без него.
Тема: «ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ».
Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. Мимика и жесты во время разговора. Не следует
перебивать разговором собеседника. Формы обращения к старшим и сверстникам. Формы обращения
с просьбой к старшим и сверстникам.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. Мимика.
Формы общения.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Правильное положение тела при ходьбе, в положении сидя и стоя.
 Последствия неправильного положения тела.
 Формы общения и обращения к взрослым и сверстникам.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Правильно ходить, сидеть, стоять; правильно общаться со старшими и сверстниками,
правильно ставить вопросы.
Тема: «ЖИЛИЩЕ».
Значение уборки жилых помещений. Периодичность проветривания. Требования к
организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью. Виды половых
покрытий. Инвентарь, приспособления, средства по уходу за полами. Ковры и ковровые покрытия.
Способы ухода за коврами и ковровыми покрытиями. Уход за мебелью.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Организация спального места.
Чистка ковровых покрытий.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 О необходимости уборки жилых помещений.
 Гигиенически требования к организации спального места и требования к постельному
белью.
 Виды половых покрытий ( дощатые, паркетные, линолеум, плитка), средства ухода за
полами; ковровыми покрытиями, за мебелью. (Полироль.)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Проводить уборку жилого помещения, организовывать спальное место, чистить и мыть
полы разных видов, ухаживать за коврами и мебелью.
Тема: «ДОМАШНИЙ ДОКТОР».
Первая помощь при травмах. Обработка раны. Перекись водорода, зеленка. Наложение
марлевых повязок. Домашняя аптечка (бинты, вата, зеленка, йод, анальгин, ацетилсалициловая
кислота). Отравление. Симптомы отравления. Первая помощь при отравлениях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Обработка раны.
Наложение повязок.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Способы обработки раны при травме;

 Способы наложения повязок;
 Состав домашней аптечки;
 Симптомы при отравление.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Обрабатывать раны, накладывать повязки, пользоваться нужными медикаментами при
температуре, при зубной боли.
Тема: «РАБОТА С ТКАНЬЮ».
Пошив летнего платья. Раскрой (по выкройке). Сметывание деталей кроя, стачивание.
Обработка горловины, низа изделия, рукавов. Пошив топика из трикотажа. Раскрой. Обработка
срезов. Стачивание. Обработка нижней и верхней части топика.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Летнее платье
Топик
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими предметами; при
работе с утюгом.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Шить летнее платье, топик.
Тема: «ВЯЗАНИЕ».
Вязание крючком. Зарисовка узоров. Условные обозначения. Работа с журналами «Вязание
крючком». Вязание столбиков без накида и с накидом. Вязание по кругу. Набавление и сбавление
петель.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Вязание игольницы «Грибок»
Вязание варежек
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Технологию набавления и сбавления петель.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Вязать полотно по кругу. Сбавлять и набавлять петли. Закрывать петли.
Тема: «ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛОК».
Роль комнатных растений в жизни человека (Повторение). Секреты размещения комнатных
растений. Закладка грунта в горшок. Уход за растениями в зимний период. Пересадка. Период роста и
покоя. Настенные вазочки. Вьющиеся растения на полках, крупные – на полу. Микродендрарий (
кактусы в керамическом блюде плюс различные растения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Размещение комнатных растений.
Закладка грунта в горшки. Пересадка.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Секреты размещения комнатных растений, способ закладки грунта в горшки, способ
организации микродендрария и способов посадки растений на камне.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Правильно размещать комнатные растения в квартире, ухаживать за растениями,
закладывать грунт в горшки, делать пересадку растений.
Тема: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ».
Обязанности в семье. Распределение посильных обязанностей по дому. (ежедневная уборка
помещения, вынос мусора, покупка хлеба, забота о младших детях). Семейный альбом – история
семьи.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
 Свои обязанности по дому, чистота – залог здоровья.
 О морально-этических нормах взаимоотношения к родителям. Бабушкам, дедушкам.
 Способы оформления семейного альбома.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Проводить ежедневную уборку помещения (сложить вещи, убрать за собой постель),
вытирать пыль, поливать цветы, рыхлить почву. Мыть посуду, чистить картофель, морковь, лук,
производить нарезку овощей.

Тематическое планирование (5-6 класс)
Количество часов

Количество часов

Количество часов

Количество
часов

ТЕМАТИКА
1 четверть
Личная гигиена
Одежда и обувь
Питание
Этикет.
Культура
поведения.
Жилище.
Домашний доктор.
Работа с тканью.
Вязание.
Зеленый уголок.
Семья,
семейные
отношения
Всего

2
2
4

2 четверть

3 четверть

3
2
3
4

4

4
4

3
5
8
2

8

Календарно-тематическое планирование на 5-6 класс

4 четверть

8

12

12

10

6
4

10

6
2

4
4

8

8

Кол-во
часов

Содержание
части занятия

№ темы

Тема

1

2

Распорядок дня

2

1

3

1

Режим
отдыха
Биоритмы

4

1

5

1

6

1

7

1

8
9

1
1

Общение.
Конфликты.

практической Характеристика
деятельности учащихся

План на день. Планирование и
распределение работы.
работы Разработка режима дня.
Суточные ритмы
Понятие о биоритмах человека.
Цикличность в природе

Понятие общения. Типы
поведения в конфликтных
ситуациях.
Правила
ведения Основные особенности
диалога
построения общения,
выстраивание взаимоотношений
Эстетика и экология Экология жилища,
жилища
расположение элементов
интерьера в помещении
Мир увлечений.
«А есть ли у вас хобби?» Зачем
нужно хобби? Виды хобби.
Коллекционирование,
охота, туризм, спорт, наука,
радиолюбительство,
кладоискательство, рукоделие,
рисование. Увлечение «для
души».
Стрессы
Способ борьбы со стрессом.
Праздники
Исторические сведения.

Научатся
раскрывать
содержание и задачи курса,
познакомить с правилами
внутреннего распорядка, с
правилами по ТБ, санитарнотехническими требованиями.
Знать общие сведения о
процессе
пищеварения,
усвояемости
пищи,
роли
витаминов в обмене веществ.
-понимать: для чего нужно
питаться человеку, что такое
культура питания.
-использовать:
для правильного питания.
-знать:
особенности
сервировки стола к завтраку;
набор столовых приборов и
посуды к завтраку;
-уметь:
составить
меню,
подобрать
продукты
и
приготовить завтрак.

УУД

Познавательные:
устанавливают
причинно-следственные связи и
зависимости между предметами.
Коммуникативные:
оформляют
диалогические
высказывания,
понимают позицию партнера.
Личностные: понимать важность
учебы и познания нового.
Регулятивные:
анализируют
эмоциональное состояние на уроке
Познавательные:
Распознавание
видов, назначения материалов,
инструментов и оборудования,
применяемого в технологических
процессах; оценка материалов и
областей их применения;
Регулятивные:
Самостоятельное
определение цели своего обучения,
постановка и формулировка для
себя новых задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Оценивание
правильности
выполнения
учебной
задачи;
диагностика
результатов
познавательно-трудовой
деятельности
по
принятым
критериям
и
показателям;
обоснование путей и средств
устранения ошибок.

10

2

Семейные
праздники

11

1

Сервировка стола.

12

1

Правила этикета.

Традиции, обычаи, обряды.
Национальные особенности.
Государственные, религиозные,
профессиональные, семейные
праздники. Игры, конкурсы.
Если к вам пришли гости.
Семейные праздники. Основные
Отделка квартиры. Как этапы
праздника. Сценарии.
Выбор и вручение подарка.
Оформление и украшение дома к
празднику. Национальные
особенности. Составление
праздничного меню.

Личностные:
Формирование
ответственного
отношения
к
учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и
самообразованию
на
основе
мотивации к обучению и познанию;
овладение элементами организации
умственного и физического труда

Правила сервировки стола к
завтраку, обеду, ужину,
празднику.
Воскресный семейный обед.
Этикет за столом. Способы
складывания салфеток.

Основы домашней экономики
13 1
Семейный бюджет
Значение домашней экономики.
Общие правила ведения
домашнего бюджета. Бюджет
семьи, его доходы и расходы.
Анализ бюджета семьи. Советы
по ведению домашнего
хозяйства
14 1
Потребности семьи От заплаты до заплаты.
Экономия или
кредит. Составление списка
потребностей семьи. Уровень

Читать
технологическую
документацию,
выполнять
поузловую
обработку,
стачивать детали и выполнять
отделочные
работы,
овладевать
безопасными
приемами труда.
Уметь выбирать необходимые
инструменты и оборудование.

Познавательные:
Алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательной
трудовой
деятельности.
Регулятивные:
Оценивание
правильности выполнения учебной
задачи, диагностика результатов
познавательно-трудовой
деятельности
по
принятым
критериям
и
показателям;

15

1

Семейный бизнес

потребности. Правила покупки.
Свойства товаров. Расходы,
накопления, сбережения.
Коммунальные услуги. Кредит,
депозит, ипотека.
Что называем семейным
бизнесом? Понятие «семейный
бизнес» Предпосылки к
созданию семейного
бизнеса. Выявите преимущества
именно семейного бизнеса.
Бизнес –идеи.

Организация домашнего быта
16 2
Искусство
Как сделать дом уютным?
современного
Способы оформления
интерьера
интерьеров комнат. Стиль.
обставить квартиру. Освещение
дома. Декор.
17 1
Ремонт квартир
С чего начать? Инструменты и
приспособления. Обои. Кафель.
Современные, экологические
отделочные материалы.
Житейские советы.
18 3
Ремонт домашней Хранители домашнего очага.
мебели
Передовые технологии для
комфортной жизни. Техника в
доме.
19 1
Гигиена жилища
Генеральная уборка. Мытье
посуды.
20 1
Уход за одеждой и Уход за одеждой, бельем и
обувью
обувью. Виды моющих и
чистящих средств и правила
обращения с ними. Чтение

обоснование путей и средств
устранения ошибок.
Коммуникативные:
Организация
учебного
сотрудничества
и
совместной
деятельности
с
учителем и сверстниками
Личностные: Проявление техникотехнологического и экономического
мышления при организации своей
деятельности

Знать общие сведения об
интерьере,
требования,
предъявляемые к интерьеру
кухни, столовой. Бытовую
технику и ее развитие.
-понимать:
различия в оформлении
помещений квартиры;
-уметь:
разрабатывать
интерьер кухни и столовой,
оформлять
интерьер
изделиями
собственного
производства, поддерживать
санитарное состояние кухни.
-использовать:
полученные
знания
при
оформлении интерьера своей
квартиры.

Познавательные:
Находить
информацию
и
проводить
сравнительный анализ технических
характеристик швейных машин от
их создания до наших дней
Соблюдение
норм
и
правил
безопасности
познавательнотрудовой
деятельности
и
созидательного труда.
Регулятивные: Осознание роли
техники
и
технологий
для
прогрессивного развития общества;
формирование
целостного
представления
о
техносфере,
сущности
технологической
культуры и культуры труда;
Личностные:
Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и

21

1

Твоя одежда.

22

1

Швейная машина

Здоровье
23 2
Заблуждения
питания

24

1

25

1

26

1

27

1

ярлыков на одежде и выбор
правильного способа и режима
стирки и чистки одежды.
Удаление пятен.
Из старого новое. Ремонт
одежды, дизайн. Мелкий ремонт
одежды. Хендмейд.
Заправка швейной машины.
Приемы работы на швейной
машине. Тренировочные
упражнения. Техника
безопасности при работе на
швейной машине.

Мифы и заблуждения, связанные
с питанием. Что мы едим, как,
сколько, с кем. Еда в рекламных
рамках. Вегетарианство.
Шведский стол. Посуда, которая
не навредит.
Тайны
продуктов Чем питались наши предки.
питания
Состав пищи. Первичная и
тепловая обработка продуктов.
Пряности. Напитки.
Вредные привычки Виды. Влияние вредных
привычек на организм человека.
Личная гигиена
Основные правила ухода за
собой. Уход за волосами. Выбор
прически.
Первая доврачебная Оказание первой доврачебной
помощь
помощи при бытовых травмах.

общественной
практики;
проявление
познавательной
активности в области предметной
технологической деятельности.

Овладевать
навыками
личной
гигиены
при
приготовлении
пищи;
составить суточное меню со
сбалансированным
соотношением
минеральных веществ

Познавательные: Соблюдение норм и
правил безопасности познавательнотрудовой
деятельности
и
созидательного труда; соблюдение
норм и правил культуры труда в
соответствии
с
технологической
культурой.
Регулятивные: принимать и сохранять
учебную задачу, различать способ и
результат
действия;
адекватно
воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные:
Действовать с
учётом позиций другого и уметь
согласовывать
свои
действия;
устанавливать
и
поддерживать
необходимые контакты с другими
людьми
Личностные: Самооценка умственных
и физических способностей при

трудовой деятельности в различных
сферах.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.

Лепина Т.П. Техника вязания и плетения. С.-Петербург «ЭГОС», 1994г.

2.

«Социально–бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» Девяткова Т.А.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. Домоводство. Полезные советы по ведению домашнего хозяйства.
С.-Петербург, 1994г.

3.

Егорова Р.И. Учись шить. М. «Просвещение», 1988г.

4.

Коррекционная педагогика.

5.

Технология. Программы общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2001г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».