ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся
5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской
литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как
средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Вместе с тем учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи
и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная
(русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные
языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание
программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской
классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса
родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты
народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов
России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной
школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения
фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными
сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с
национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской
Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском
государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного
отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по
поводу прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и
др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется
по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не
менее пяти произведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий
медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах
Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский
«Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»
(фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например:
«Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д.
В. Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб»
(фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев
«Родная речь»и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература
(русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература
(русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
—
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и
координировать
свои
действия
с
другими
членами
команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1)Самоорганизация:
—
выявлять
проблемы
для
решения
в
жизненных
и
учебных
ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2)Самоконтроль:
—владеть
—давать
способами
адекватную
самоконтроля,
оценку
ситуации
самомотивации
и
предлагать
план
и
рефлексии;
её
изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной
—
задачи,
адаптировать
решение
к
меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3)Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве
как столице России и о русском лесе;
2) иметь начальные представления о богатстве
русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных
традициях
в
рождественских
произведениях
и
произведениях о семейных ценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;
5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными
источниками информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные практическ
работы
ие работы
Дата
изучения
Виды
деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Составление Рабочие листы.
сравнительных
таблиц по произведениям.
Работа с
Индивидуальные
наглядным мазадания.
териалом.
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
http://www.edu.ru/modules.php?
1
Творческие задания.
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
Выразительное Индивидуальные http://lit.1september.ru/ – Электронная
чтение.
задания.
версия газеты «Литература». Сайт для
учителей «Я иду на урок литературы»
Творческие за- Проверочная ра- http://www.rulex.ru/ Русский биогработа.
дания.
фический словарь.
1.1. Преданья старины глубокой
1
0
0
1.2. Города земли русской
2
0
0
1.3. Родные просторы
2
0
Итого по разделу
5
Проверочная работа.
http://lit.1september.ru/ – Электронная
версия газеты «Литература». Сайт для
учителей «Я иду на урок литературы»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1. Праздники русского мира
2
0
0
2..2. Тепло родного дома
3
0
1
Итого по разделу
5
0
0
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1. Не до ордена — была бы Родина
2
Работа с исто- Рабочие листы.
рическими
справочниками.
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/14/5/
http://www.edu.ru/modules.php?
3.2. Загадки русской души
2
0
0
3.3. О ваших ровесниках
3
0
0
3.4. Лишь слову жизнь дана
1
0
1
Итого по разделу
8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
18
0
3
Работа с исто- Рабочие листы.
рическими
справочниками.
Работа с
Рабочие листы.
наглядным материалом.
Творческое
задание.
http://lit.1september.ru/ – Электронная
версия газеты «Литература». Сайт для
учителей «Я иду на урок литературы»
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
Проверочная ра- http://lit.1september.ru/ – Электронная
бота.
версия газеты «Литература». Сайт для
учителей «Я иду на урок литературы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п
/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9.
10
11.
Тема урока
Преданья старины глубокой.
Малые жанры фольклора.
пословицы
и поговорки
о РоВ
сказочном
лесу. Русская
народная
сказка
«Лиса
и
Меддине,
России,
русском
ведь»
народе.
Новая жизнь русских сказок.
К.Г. Паустовский. Сказка «Дремучий медведь»
«Края Москвы, края родные…». Стихотворения А.С.
Пушкина и М.Ю. Лермонтова о
Москве.
Москва в произведениях русских писателей. Л.Н. Мартынов
«Красные ворота».
«Страна берёзового ситца».
И.С. Соколова-Микитов «Русский
лес».
Е.Д.
Айпин
«Наедине с осенью. Вместо
пролога» .
Б.Л. Пастернак «Рождественская звезда»
А.И. Куприн «Бедный принц»
Семейные ценности. И.А. Крылов «Дерево» .
В.И. Белов «Скворцы»
Отечественная война 1812
года. Ф.Н. Глинка «Авангардная песнь»
Количество часов
Дата
Виды, формы
изучени контроля
всего контрольные практические я
работы
работы
1
0
0
Устный опрос.
1
0
0
Рабочие листы.
1
0
0
Рабочие листы.
1
0
0
Индивидуальные
задания.
1
0
0
Индивидуальные
задания.
1
0
0
Рабочие листы.
1
0
0
1
0
0
Индивидуальные
задания.
Индивидуальные
задания.
1
0
0
Индивидуальные
задания.
1
0
0
Индивидуальные
задания.
1
0
0
Фронтальный
опрос.
12.
К.Г. Паустовский «Похождения жука-носорога» .
1
0
0
Фронтальный
опрос.
13.
К.Г. Паустовский «Похождения жука-носорога».
1
0
0
Устный опрос.
14.
Ю.Я. Яковлев «Сыновья Пешеходова».
1
0
0
Фронтальный
опрос.
15.
К.И. Чуковский «Серебряный
герб»
1
0
0
Устный опрос.
16.
А.А. Гиваргизов «Контрольный диктант»
1
0
0
Фронтальный
опрос.
17.
И.А. Бунин «Слово». В.Г. Гордейчев «Родная речь»
1
0
0
Устный опрос.
18.
Проверочная работа по разделу
«Русский характер – русская
душа»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
0
1
18
0
1
Проверочная работа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Родная русская литература. 5 класс» О.М. Александровой и др. (М.: Просвещение, 2021)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Родная русская литература. 5 класс. Учебник. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ http://www.edu.ru/modules.php?
Каталог образовательных ресурсов по литературе http://litera.edu.ru/
– Коллекция: русская и зарубежная литература для школы http://lit.1september.ru/
– Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
http://olympiads.mccme.ru/turlom/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Исторические справочники, рабочие листы, презентации.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
- ноутбук;
-телевизор;