РП внеурочной деятельности _Финансовая грамотность_ 3 класс









Общие сведения
Рабочая программа по факультативному курсу составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями: приказы Минобрнауки РФ от 26.10.2010
1241; от 22.09.2011 № 2357; от 18.12.2012 № 1060; от 29.12.2014 № 1643; от 18. 05. 2015 №
507;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС общего образования»;
Учебного плана МОУ СОШ№ 62 на 2023-2024 учебный год;
Авторской программы Федина С.Н. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
2–3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. – М.: ВАКО, 2020».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
учащихся 3 класса в сфере экономики семьи.
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
сформировать у учащихся следующие компетенции:
 осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного
и эффективного решения задач в финансовой сфере;
 определять актуальные и потенциальные источники доходов;
 анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять
уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость
своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
 выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по
уменьшению рисков;
 оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с
кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
 оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
 сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
 оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
 оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации
финансового мошенничества.
 учить планировать личный бюджет и постановку целей;
 рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
 познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
 познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
 формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.

Место курса в учебном плане
На изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе отводится 1 час в
неделю. Программа рассчитанана 34 часа.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Основные содержательные линии курса
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Содержание программы опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава 1. Что такое деньги и откуда они взялись
Знакомство учащихся с понятием товар, обмен товарами, о проблемах товарного обмена, о
появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства
драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемноценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Глава 2.Рассмотримденьгипоближе. Защита от подделок
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных
денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемноценностное общение. Формы
деятельности: познавательныеигры, беседы, викторины, проекты.
Глава 3. Какие деньги были раньше в России
Формирование у учащихся представления о древнерусских товарных деньгах, о
происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первыхрусских монетах.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемноценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Глава 4.СовременныеденьгиРоссии и других стран
Учащиеся знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира,
появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах,
проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемноценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Глава 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы
зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и

безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые
обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Глава 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы,
деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на
вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные
привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Глава 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Глава 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк
или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.
Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Формы проведения занятий
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов
обучения.

Мозаика. Эта форма работы может быть использована при ответе на вопросы или в решении задач.Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач. Членам группы случайным образом (например, на каждом столележат карточки с
номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. Ученики
пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам. Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам
команды. Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не
были экспертами.
«Один — два — вместе».Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с
объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим
образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают
общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется
группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
Дерево решений. При выполнении заданий по классификации, например товаров и
услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить
дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
Мозговой штурм. В групповых проектах, например организации праздника в классе,
эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников
идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно
чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён
группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование. Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную
жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование
предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных
результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения
этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные
варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс. Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду
ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Аукцион. Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме
аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса – 5 баллов, сложного – 10 баллов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, ктоотвечал, при неверном —
вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель, и ученик. Кроме них необходима комиссия из
нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять
начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Дискуссионный клуб – метод осуществления образования, при котором периодически
организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Другие формы работы:экскурсия, беседа, практическое занятие, игра(в т.ч. ролевая и
деловая), проект, викторина, соревнование, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование
коллективное и индивидуальное исследование, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.

Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• мини-исследование;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном
подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и
взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и
правильное использование экономических терминов.
B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных
связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников
информации с помощью учителя.

E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный
материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них,
использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество
оформления.

Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть
изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например,
сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей.
Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан
на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной
задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы
личного участия в работе каждого участника.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:1. Сергей Федин. Финансоваяг рамотность. Материалы для учащихся, 2-3
классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
2. Сергей Федин. Финансоваяг рамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2
-Москва ВИТА,2015
3. Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.Москва ВИТА, 2015
Интернет-источники:
1. Cайт журнала «Семейный бюджет»– http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» – http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

3.
Портал
«Профориентир»,
«Мир
профессий»
kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» – http://subsidii.net/
Оборудование:
1. Компьютер

2. Проектор

–

http://www.cls-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по курсу «Финансовая грамотность»,
3 класс
Раздел
Знакомство с книгой
Глава 1. Что такое деньги и откуда они взялись
Глава 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег
от подделок
Глава 3. Какие деньги были раньше в России
Глава 4. Современные деньги России и других стран
Глава 5. Откуда в семье деньги
Глава 6. На что тратятся деньги
Глава 7. Как с умом управлять своими деньгами
Глава 8. Как делать сбережения
Заключительное занятие
Итого

№ п/п

Общее количество часов
1
5
4
4
4
5
4
3
3
1
34

Тема занятия

Количество
часов

Финансовая грамотность. Знакомство с книгой

1

Глава 1. Что такое деньги и откуда они взялись

5

2

Появление обмена товаров

1

3

Первые деньги

1

4

Монеты

1

5

Бумажные деньги

1

6

Что такое деньги и откуда они взялись. Вопросы и задания

1

Глава 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

4

7

Гурт. Подделка монет

1

8

«Орел» и «решка». Аверс и реверс. Номинал

1

9

Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок

1

10

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. Вопросы и
задания

1

Глава 3. Какие деньги были раньше в России

4

11

Клады. «Меховые» деньги

1

12

Первые русские монеты. Денга и копейка

1

13

Рубль, гривенник и полтиник

1

14

Какие деньги были раньше в России. Вопросы и задания

1

Глава 4. Современные деньги России и других стран

4

Современные деньги России

1

1

15

16

Доллары и евро – самые известные иностранные деньги

1

17

Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги

1

18

Современные деньги России и других стран. Вопросы и задания

1

Глава 5. Откуда в семье деньги

5

19

Клады, лотереи, наследство

1

20

Заработная плата

1

21

Пенсии, пособия, стипендии

1

22

Аренда и проценты в банке, кредиты

1

23

Откуда в семье деньги. Вопросы и задания

1

Глава 6. На что тратятся деньги

4

24

Расходы на самое необходимое

1

25

Сбережения и непредвиденные расходы

1

26

Вредные привычки. Хобби

1

27

На что тратятся деньги. Вопросы и задания

1

Глава 7. Как с умом управлять своими деньгами

3

28

Расходы и доходы. Считаем деньги

1

29

Учимся экономить

1

30

Как с умом управлять своими деньгами. Вопросы и задания

1

Глава 8. Как делать сбережения

3

31

Как откладывать деньги

1

32

Как распорядиться своими сбережениями

1

33

Как делать сбережения. Вопросы и задания

1

34

Заключительное занятие по курсу финансовой
грамотности.Викторина

1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».