Финансовая грамотность 2 класс

Общие сведения
Рабочая программа по факультативному курсу составлена на основе:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями: приказы Минобрнауки РФ от
26.10.2010 1241; от 22.09.2011 № 2357; от 18.12.2012 № 1060; от 29.12.2014 № 1643; от 18.
05. 2015 № 507;
•
Примерной основной образовательной программы начального общего
образования;
•
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «об организации
внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
•
Учебного плана МОУ СОШ № 62 на 2023-2024 учебный год;
•
Авторской программы Корлюговой Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная
программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н.Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. –
16с.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 2 класса
Количество часов на которое рассчитана программа
Курс во 2 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты
Личностные:
Будут созданы условия для развития
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатамиявляются формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 - понимание цели своих действий;
 составление простых планов с помощью учителя;
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценка правильности выполнения действий;
 адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Познавательные УУД:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
Коммуникатив
ные УУД:
 составление текстов в устной и письменной формах;
 умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ


Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:








понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
проведение элементарных финансовых расчётов

Основное содержание
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,
делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок.
Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые
деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош.
Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных
расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта. Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным
источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной
платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники,
которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество.
Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и
необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего
приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег
на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем. Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в
банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги.
Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Тема 9.Подготовка и защита мини- проектов и исследований.
4.Учебно-тематческий план, 2 класс
№
п/п
1
2
3

и

Количество
часов

Обмен и деньги. Какими бывают деньги.
Семейный бюджет.
Защита мини- проектов и исследований.
Итого:

14
16
4
34

Календарно-тематическое планирование для 2 класса (34 часа)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Дата

Тема занятий
Что такое деньги и откуда они взялись.
Что такое деньги и откуда они взялись. Игра
«Обмен товарами».
Что такое деньги и откуда они взялись. Первые
деньги.
Что такое деньги и откуда они взялись. Монеты.
Что такое деньги и откуда они взялись. Бумажные
деньги.
Что такое деньги и откуда они взялись. Решение
задач с денежными расчетами
Что такое деньги и откуда они взялись. Тест.
Рассмотрим деньги поближе. Гурт. Подделка
монет.
Рассмотрим деньги поближе. «Орел» и «решка».
Аверс и реверс. Номинал.
Рассмотрим деньги поближе. Номинал банкнот.
Защита банкнот от подделок.
Рассмотрим деньги поближе. Коллекция
нумизмата.
Рассмотрим деньги поближе.Постер «Виды
товарных денег»
Рассмотрим деньги поближе.Игра - путешествие
«Сказочная страна финансов»
Рассмотрим деньги поближе. Викторина по теме

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15.
16.
17.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

«Деньги».
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Тест.
Какие деньги были раньше в России. Клады.
Меховые деньги.
Какие деньги были раньше в России. Первые
русские монеты. Денга и копейка.
Какие деньги были раньше в России. Рубль,
гривенник и полтинник.
Какие деньги были раньше в России. Первые
бумажные деньги.
Какие деньги были раньше в России. Пословицы и
поговорки про деньги.
Какие деньги были раньше в России.Дизайн
купюры сказочной страны.
Какие деньги были раньше в России. Задачки из
блокнота.
Современные деньги России и других стран.
Современные монеты и купюры России.
Современные деньги России и других стран.
Современные монеты и купюры России.
Современные деньги России и других стран.
Доллары и евро-самые известные иностранные
деньги.
Современные деньги России и других стран.
Доллары и евро-самые известные иностранные
деньги.
Современные деньги России и других стран.
Банки. Наличные, безналичные и электронные
деньги.
Современные деньги России и других стран.
Банки. Наличные, безналичные и электронные
деньги.
Современные деньги России и других стран.
Пластиковые карты.
Современные деньги России и других стран.
Постер «Оборот денег»
Современные деньги России и других стран. Тест.
Итоговый урок. Тест по курсу.
Резервный урок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».