Родной русский язык 2 класс

Общие сведения
Рабочая программа курса «Родной (русский) язык» разработана на основе
Рабочая программа разработана на основе:
 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями: приказы Минобрнауки РФ от
26.10.2010 № 1241; от 22.09.2011 № 2357; от 18.12.2012 № 1060; от 29.12.2014 № 1643; от 18.05.2015 № 507; от 31.12.2015 №
1576);
 Рабочая программа курса «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам
освоения данного курса и программы формирования универсальных учебных действий ООП НОО, а также с учётом
специфики содержания и особенностей изучения данного предмета. Содержание курса реализуется с использованием ресурса
учебника «Родной русский язык» 4 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Кузнецова М.И.,
Казакова Е.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Ковган Т.В. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной
язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторы Александрова
О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Кузнецова М.И., Казакова Е.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Ковган Т.В.
 Учебным планом МОУ СОШ №62 на 2023-2024 учебный год.
Учебная программа «Родной (русский) язык » разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в
неделю. В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Родной(русский) язык» отводится 17 часов
(из расчета 1 час в неделю), 17 часа в 2-4 классах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Родной (русский) язык является формирование следующих умений:
- ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, понимание культурно-языкового поля своего народа;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности представителя народа, гражданина России на основе
первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания:
-позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности на основе первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной(русский)язык» является формирование следующих
универсальных учебных действий

- ориентироваться в целях, задачах, средствах, условиях общения, осуществлять выбор адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативных задач родной речи;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой родной речи;
- адекватно использовать речевые средства родного языка для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей на основе понимания коммуникативных
ресурсов родной речи.
Предметными результатами изучения курса «Родной (русский)язык является формирование следующих умений:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и людьми;
слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного быта; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их употреблять в современных ситуациях речевого
общения (в рамках изученного);
- понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);
- соблюдать принципы этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного) ;
- использовать различные приемы слушания и виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа;
- уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника,
мини-доклад;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении на родном языке (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и
другие виды и способы связи).
Виды и формы контроля. При изучении предмета в связи с небольшим количеством часов нет контрольных работ, оценка выставляется за
работу на уроке
Планируемые результаты
Ученик научится
- пополнять словарный запас при помощи словарных статей
- определять языковые особенности некоторых слов
Ученик получит возможность научиться

•
•
•
•
•

ориентироваться в пространстве языка и речи;
изучать исторические факты развития языка;
расширить представления о различных методах познания языка
использовать и видеть речевые явления

Содержание учебного предмета «Родной язык»
1. Наша речь.
Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей.
Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения. Характеристика человека по его речи. Требования к речи .Речь диалогическая и монологическая.
2. Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.Тема и главная мысль текста. Заглавие.Построение текста:
вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с
поставленной учебной коммуникативной задачей.
3. Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в
предложении.
4. Слова, слова, слова. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как
общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Развитие речи.
Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и
орфографическим словарями. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.
5. Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их
последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями.
Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в
начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории
русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи
языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в
языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц,
развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи,
развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является
работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежностиязыка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в
рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию

Календарно - тематическое планирование 2 класс
Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока.

Основные виды деятельности ученика

Дидактические единицы

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ (8 ч)
Называть одежды в Древней Руси
Одежда и её типы во времени, название
предметов

контроль

1.

По одёжке
встречают

Индивидуаль
ные задания

2.

Ржаной хлебушко Называть слова, обозначающие хлеб
калачу дедушка

Хлеб и хлебные изделия, их название,
происхождение

Индивидуаль
ные задания

3

Если хорошие щи, Называть различные кушания
так другой пищи
не ищи

Щи и различные супы, их название,
происхождение

Индивидуаль
ные задания

4

Каша – кормилица
наша
Называть типы каш и их происхождение на Руси

Каши и их типы, название, происхождение Индивидуаль
ные задания

5

Любишь кататься, Называть игры и утварь русского народа.
люби и саночки
возить
Сани и санки, их
происхождение
Делу
время, Называть игры и утварь русского народа.
потехе час

Сани и санки, название, их
происхождение

Игрушки, их происхождение,
особенности.

Индивидуаль
ные задания

7

В решете воду не Называть пословицы и поговорки русского народа
удержишь

Различная домашняя утварь и её
происхождение

Индивидуаль
ные задания

8

Самовар
кипит, Называть особенности русского самовара и его историю
уходить не велит

Типы самоваров и их особенности

тест

Типы ударений и его особенности

Индивидуаль
ные задания

Типы синонимов и антонимов. Их
особенности

Индивидуаль
ные задания

6

Язык и действия – 5
9
Помогает
ли Выделять ударение и их функции , типы ударений
ударения
различить слова?
Типы ударений и
его особенности
10
Для чего нужны
Определять синонимы и использовать их в речи
синонимы? Для
чего нужны
антонимы?

Индивидуаль
ные задания

11

Как
появились называть историю создания пословиц и фразеологизмов,
пословицы
и называть значение некоторых
фразеологизмы?

Пословицы и фразеологизмы, их
происхождение

Индивидуаль
ные задания

12

Как

Значение слова, контекст

Индивидуаль

можно

Объяснять значение слова при помощи различных типов

объяснить
значение слова?

словарей

Встречается ли в
сказках и стихах
необычное
ударение?

Находить примеры необычного ударения, обозначать ударение в
слове

Необычное ударение, особенности
ударения

Тест

Секреты речи – 4 ч
14
Учимся вести
диалог

Вести диалог в различных ситуациях

Диалоги и его особенности

Индивидуаль
ные задания

15

Составляем
развёрнутое
толкование слова

Работать со словарной статьёй и толкованием слова

Толкование слова в зависимости от
ситуации

Индивидуаль
ные задания

16

Устанавливаем
связь
предложений в
тексте.

Устанавливать последовательность предложений в тексте

Построение предложений

Индивидуаль
ные задания

17

Создаём текстыинструкции и
тексты
повествования
Тексты и их типы

Составлять тексты-инструкции и тексты повествования

Тексты и их типы

тест

13

ные задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».