Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность. Основы
смыслового чтения и работы с текстом» разработана наосновеРабочей программе по русскому
языку на уровне основного общего образования, подготовленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной
программы основного общего образования. Рабочая программа предназначенадля обучающихся 5
класса и рассчитана на 34 часа в год. Курс реализуется вобщеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Пояснительная записка.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в
Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение
им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных
результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального
общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения
русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и
использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической
структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Читательская грамотность. Основы смыслового
чтения и работы с текстом» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и
работы с текстом» входит в предметную область «Русский язык и литература». Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса и рассчитана на 34 часа в год втечениеучебного
года (1раз в неделю). Время проведения занятия – 40 мин. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Задания для выполнения, предлагаемые в процессе
внеурочной деятельности,характеризуютсянеоценочной,аобучающейиразвивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные впроцесседеятельностиивыделенныевпланируемыхрезультатах.Диагностика уровнярезультативностиосуществляетсявходерешенияучебныхзадачи выполнения работ,указанныхвразделе«Содержаниепрограммы».Формой
предъявлениярезультатаявляетсятакжеучастиешкольниковвмероприятиях, проведённых по этому
направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждого триместра).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Читательскаяграмотность
–этоспособностьчеловекапонимать,
использовать,оцениватьтексты,размышлятьонихизаниматьсячтениемдля того,чтобы достигать своихцелей,расширятьсвои знания и возможности, участвовать в социальнойжизни.
Именно читательская грамотность признана центральным показателем успешностисистемыобразования,потомучтоумениепониматьииспользовать
информацию,полученнуюизтекстов,существенновлияетинаиндивидуальные судьбы, и наблагополучие
страны.
Читательскаяграмотностьсегоднярассматриваетсякакодинизсамых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место средиметапредметныхуниверсальныхучебныхдействийзанимаетчтениеи
работасинформацией.Успешноеобучениевначальнойиосновнойшколе невозможнобезсформированностиуобучающихсячитательской грамотности. Несмотрянато, чтовопросам обучениячтениюв образованиивсегда
придавалосьбольшоезначение,задачаразвитиячитательскойграмотности являетсяновойобластьюдлясовременнойшколы,решающейзадачиреализации требований ФГОС.
2
Уровеньовладениячитательскойграмотностьюявляетсяоднойизважных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международныхисследованийоценкичитательскойграмотности,показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.
Нетнеобходимостиговоритьотом,что,ненаучившисьхорошочитать, ребенокнесможетбыстроикачественновыполнитьзаданиеполюбому
предметушкольнойпрограммы,егограмотностьбудетоставлятьжелать
лучшего,устнаяречьнедостаточноразвита.Поэтомуважнонедатьребенку
потерятьинтересккнигевсреднейистаршейшколе.ИзнаменитыесловаДидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать»
должны стать определяющиминаданном этапе.
Чтение–этоосновнойспособполученияинформацииповсемучебным
предметам,поэтомуотумениявоспринимать,понимать,интерпретировать
информацию,получаемуюпричтении,зависитуспешностьобразовательного
процессавцелом.Единицейинформацииявляетсятекст,поэтомуумение правильно работать с текстом относится к
универсальным, основополагающим иобоснованноявляетсянеобходимымзвеномвпрограммеформирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программыможетспособствоватьнетолькоповышениюэтогоинтереса,нои формированию потребности использовать чтение
как средство познания мира и самогосебявэтоммире.Обучениечтениюипониманиюпрочитанного
активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развиваетэстетическиечувства,волевыекачества,навыкисамоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классеи совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Содержание курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в основной школе
обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса надостижениеметапредметныхипредметныхцелейобучения,чтовозможнона
основекомпетентностногоподхода,которыйобеспечиваетформированиеи
развитиекоммуникативной,языковойилингвистической(языковедческой)и культуроведческой компетенций.
Коммуникативнаякомпетенцияпредполагаетовладениевидамиречевой деятельностииосновамикультурыустнойиписьменнойречи,базовыми умениямиинавыкамиосмысленногочтениявжизненноважныхдляданного возраста сфер и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность
проявляетсявуменииопределятьцеликоммуникации,оцениватьречевую
ситуацию,учитыватьнамеренияиспособыкоммуникациипартнера,выбирать адекватныестратегиикоммуникации,бытьготовымкосмысленномуизменению собственногоречевогоповедения.
Языковаяилингвистическая(языковедческая)компетенцииформируются наосновеовладениянеобходимымизнаниямиоязыкекакзнаковойсистемеи общественном явлении, его устройстве, развитии
и
функционировании;
освоенияосновныхнормрусскоголитературногоязыка;обогащениясловарного
запасаиграмматическогострояречиучащихся;формированияспособностик анализуиоценкеязыковыхявленийи фактов,необходимыхзнаний о
лингвистикекакнауке,ееосновныхразделахибазовыхпонятиях;умения пользоваться различными
видами лингвистических словарей.
Культуроведческаякомпетенцияпредполагаетосознаниеродногоязыка как формы выражениянациональной культуры, пониманиевзаимосвязи языкаи истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального
общения;
способностьобъяснятьзначениясловснациональнокультурнымкомпонентом.
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового
чтения и работы с текстом)адресована учащимся 5 классовобщеобразовательнойшколыиявляетсянеобходимымдополнениемк программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смысловогочтенияявляетсястратегическойлиниейшкольногообразованияв целом.
Актуальностьпрограммыопределенатребованиямикобразовательному
результату,заложеннымивФедеральномгосударственномобразовательном стандарте основного общего образования на уровне сформированностиметапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьниковадекватноикрити3
ческивосприниматьинформацию,компетентно использовать её при реализации своих целей.Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активновнейфункционировать,реализовыватьобразовательныеижизненные
запросыврасширяющемсяинформационномпространстве. Инструментальной основойработысинформациейиодновременнопоказателемсформированности этогоуменияявляетсячтениекакуниверсальныйспособдействийучащегося, которыйобеспечиваетегоспособностькусвоениюновыхзнанийиумений,в том числе в процессе
самостоятельнойдеятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь
на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
5
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОВЛАДЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений
и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые
единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант
с учётом самостоятельно выделенных критериев.
6
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
ОВЛАДЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ КОММУНИКАТИВНЫМИ
ДЕЙСТВИЯМИ
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
7
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой
штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
ОВЛАДЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ РЕГУЛЯТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право
на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
8
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Программавнеурочнойдеятельностиреализуетсяназанятиях,отличающихсяобщейпрактическойнаправленностьюидеятельностнымхарактером.Теоретически
еосновыпрограммыдаютсядозированноипостигаютсячерезпрактическуюдеятельность,котораянетолькообеспечитформированиеосновчитательскойкомпетентности,ноизаинтересуе
тучащихся,побудиткчтению.Поэтомуформыпроведениязанятийдолжныбытьразнообразными,включающим
иигровые,исследовательскиеипроектныетехнологии,технологииразвитиякритическогомышлениячерезчт
ениеиписьмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобыметоды и
приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы наформированиеиразвитиепознавательнойактивности,интеллектуальноеразвитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом,
учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных
учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным —
научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных
текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов:
устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов, для сжатого
изложения — не менее 110 слов).
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при
создании собственного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функциональносмысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в
рамках изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ
текста —целостность, связность, информативность).
9
Применяястратегиичтениявработестекстом,учащиесясмогутосуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и пониманиепрочитанного, наоснове умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищатьсодержаниетекстапозаголовкусопоройнаимеющийся читательский и жизненный опыт;
находитьосновныетекстовыеивнетекстовыекомпоненты(внесплошных текстах);
находитьвтекстетребуемуюинформацию(явную):главнуюивторостепенную, фактическую
и иллюстративную, тезисную и доказательную ит.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста;
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разныхвидах текстов;
выбиратьизтекстаилипридумыватьзаголовок,соответствующийсодержанию и общему
смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать вустной и письменной форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлятьиобъяснятьосновныетекстовыеивнетекстовыекомпоненты (в не сплошных
текстах);
интерпретироватьсодержание:сравниватьипротивопоставлятьзаключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно- следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылоко намерении автора / главной мысли текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать
словари
с
целью
уточнения
непонятного
значения
слова.Применяястратегиичтениявработестекстом,учащиесясмогутосуществлятьдеятельность,направл
еннуюна пониманиеипреобразованиеинформации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствиис коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать(перекодировать)текст,используяновыеформыпредставления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяястратегиичтениявработестекстом,учащиесясмогутосуществитьдеятельность,направленнуюна
оценкуинформацииирефлексию, наоснове умений:
откликатьсянасодержаниетекста:связыватьинформацию,обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зренияв тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию дляустановлениянесложныхпричинно-следственныхсвязейизависимостей,объяснения, обоснования утверждений / тезисов.
10
Календарно-тематическоепланирование.
Количество часов
Электронные(цифровые
кон№ Наименование разделов и
Виды, форпракти- Дата изуВиды деятельности
)образовавсе- трольп/п тем программы
мы контроля
ческие чения
тельные
рего ные
работы
сурсы
работы
Знакомство с технологиейсбора и анализа информации о Устный
https://resh.edu.
Умеем ли мы читать? Виды
1.
1
0
0
результатах работы для портфолио.
опрос;работ ru/https://schoo
чтения.
а с текстом. l.mos.ru/
Извлечение нужной информации из текста; составление Устный
https://resh.edu.
Как выбрать книгу? Бибпамятки, работа в группах.
опрос.
ru/
2.
лиотечный урок. Встреча с 1
0
0
https://school.m
библиотекарем школы.
os.ru/
Творческий самоотчёт. Умение ориентироваться в полу- Сообщение, https://resh.edu.
Презентация любимой книченной информации, находить важную информацию, отве- доклад, пре- ru/
3.
1
0
0
ги. Викторина.
чать на вопросы.
зентация.
https://school.m
os.ru/
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – Устный
https://resh.edu.
узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять опрос.
ru/
Учимся ставить цель чтеинтерес к получению новой информации, ставить собhttps://school.m
4.
ния: знаю - хочу узнать - 1
0
0
ственные цели, осмысленно подходить к получению новой
os.ru/
узнал.
информации (стадия осмысления), размышлять и делать
простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микроте- Устный
https://resh.edu.
Что и о чём? Углубление
мы (микротеме обычно соответствует абзац, который на опрос; ана- ru/
5.
1
0
0
понятия о тексте.
уровне смыслового анализа далее не членится).
лиз текста. https://school.m
os.ru/
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу авто- Устный
https://resh.edu.
С чего начинается текст?
ра, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, опрос; ана- ru/
6.
Зачем нужен эпиграф? Роль 1
0
0
соответствующее содержанию и общему смыслу текста, лиз текста. https://school.m
заглавия и эпиграфа.
прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста
os.ru/
по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме.
7.
Как построен текст? Стро-1
0
0
Умение использовать знания о типологическом строении Устный
https://resh.edu.
11
ение текстов разных типов.
8.
«Сцепления» в тексте.
1
Смысловые связи в тексте.
0
0
9.
«Сцепления» в тексте.
1
Смысловые связи в тексте.
1
0
10.
Внимание к слову. Словари
и справочники - наши дру- 1
зья и помощники.
0
0
11.
Ролевая игра.
1
0
0
12.
Стили речи. Погружение в
1
текст.
0
0
текста при чтении и выявлении, понимании информации. опрос; рабо- ru/
Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка та с текстом. https://school.m
действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотоos.ru/
графирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными
способами связи. Средства связи.
Установление логических связей в тексте как важнейшее Устный
https://resh.edu.
умение, формирующее понимание того, о чём говорится в опрос; рабо- ru/
тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект та с текстом, https://school.m
игровых заданий на развитие интеллектуальных умений тренировоч- os.ru/
выявлять и определять причинно-следственные связи, уста- ное тестиронавливать аналогии и сравнения и т.п.
вание.
Основные средства создания смысловой и грамматической Письменный
цельности текста: единая тема, способ сцепления предло- контроль.
жений, характер синтаксических конструкций, порядок
слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы.
Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов про- Устный
https://resh.edu.
изведений с целью поиска всех непонятных слов и выраже- опрос; рабо- ru/
ний и выяснения их значения. Знакомство со словарями.
та со слова- https://school.m
рями.
os.ru/
Ролевая игра.
Конкурсы; https://resh.edu.
работа
с ru/
текстом.
https://school.m
os.ru/
Умение определять главную мысль текста и понимать, как Устный
https://resh.edu.
автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу ком- опрос; рабо- ru/
позицию, выбирая языковые средства в зависимости от та с текстом. https://school.m
стиля речи.
os.ru/
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундамен12
13.
Стили речи. Погружение в
1
текст.
0
0
14.
Стили речи. Погружение в
1
текст.
0
0
15.
Воображение и прогнозирование. Прогнозирование 1
содержания.
0
0
16.
Диалог с текстом. Состав1
ление вопросов к тексту.
0
0
17.
Диалог с текстом. Состав1
ление вопросов к тексту.
0
0
18.
Диалог с текстом. Выделе1
ние главной мысли.
0
0
тальной образовательной единицей. Выделение элементов
рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении
текстов.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, Устный
https://resh.edu.
учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяс- опрос; рабо- ru/
нение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, та с текстом. https://school.m
аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный:
os.ru/
вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы-тезис). Слова- помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) Устный
https://resh.edu.
текста: выявление и маркирование информации, отража-опрос; рабо- ru/
ющей строение текста- рассуждения. Подбор собствен- та с текстом. https://school.m
ных аргументов к тезису. Фиксирование результата в
os.ru/
портфолио.
Прогнозирование содержания текста по заглавию, состав- Устный
https://resh.edu.
ление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием опрос; рабо- ru/
текста.
та с текстом. https://school.m
os.ru/
Умение задавать вопросы, требующее простого, однослож- Устный
https://resh.edu.
ного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие по- опрос;
со- ru/
дробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
ставление https://school.m
вопросного os.ru/
плана.
Умение задавать вопросы, требующее простого, однослож- Устный
https://resh.edu.
ного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие по- опрос;
со- ru/
дробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
ставление https://school.m
вопросного os.ru/
плана.
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику раз- Устный
https://resh.edu.
вития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. опрос; опре- ru/
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать отве- деление
https://school.m
ты на них в тексте или обдумывать свои ответы.
главной
os.ru/
мысли
в
13
19.
Главное и неглавное в тексте. Виды информации в 1
учебном тексте.
0
0
0
0
0
0
22.
Скрытая информация в
тексте. Учимся читать 1
между строк.
0
0
23.
Что помогает понять текст?
1
План текста.
0
0
24.
Что помогает понять текст?
1
План текста.
0
0
25.
Командная ролевая игра.
0
0
20.
21.
Аналитическое
чтение
учебного текста. Марки1
ровка информации: пометки, выписки, цитаты.
Аналитическое
чтение
учебного текста. Марки1
ровка информации: пометки, выписки, цитаты.
1
тексте.
Находить требуемую (нужную) информацию, применяя Устный
технологии поискового (сканирующего) чтения.
опрос.
https://resh.edu.
ru/
https://school.m
os.ru/
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и по- Устный
https://resh.edu.
нимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуж- опрос.
ru/
дение системы условных графических символов для выдеhttps://school.m
ления информации.
os.ru/
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты Устный
https://resh.edu.
текста в соответствии с коммуникативным замыслом на опрос.
ru/
этапе понимания и преобразования текстовой информации.
https://school.m
os.ru/
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслитель- Устный
https://resh.edu.
ные операции анализа и выделения главной и второстепен- опрос; рабо- ru/
ной, явной и скрытойинформации; развитие воображения, та с текстом. https://school.m
умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов,
os.ru/
словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в
тексте.
Умение структурировать информацию во время чтения и Устный
https://resh.edu.
после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую ин- опрос; само- ru/
формацию в форме плана.
стоятельное https://school.m
составление os.ru/
плана текста.
Виды и формы плана: простой и сложный; назыв- Устный
https://resh.edu.
ной/номинативный (слово или словосочетание с существи- опрос;
со- ru/
тельным в именительном падеже), вопросительный, тезис- ставление https://school.m
ный.
плана тек- os.ru/
ста.
Командная ролевая игра.
Устный
https://resh.edu.
опрос; ко- ru/
мандные
https://school.m
конкурсы. os.ru/
14
26.
Когда текст прочитан.
Оценка информации. Пере- 1
сказ (изложение).
0
0
27.
Когда текст прочитан.
Оценка информации. Пере- 1
сказ (изложение).
0
0
28.
Практикум-диагностика.
Комплексный анализ тек- 1
ста.
0
1
29.
Практикум-диагностика.
Комплексный анализ тек- 1
ста.
0
1
1
0
0
1
0
1
30.
31.
32.
Тестовая работа по комплексному
применению
1
умений работать с информацией и текстом.
Чему я научился. Оформление и защита портфолио
1
по самостоятельно выбранной книге.
Чему я научился. Оформление и защита портфолио 1
по самостоятельно выбран-
Умение соотносить прочитанную информацию со своим Устный
https://resh.edu.
жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она опрос; пере- ru/
полезна, интересна, практически значима, является важ- сказ.
https://school.m
нейшим рефлексивным умением, формирующим поos.ru/
настоящему активное, деятельное, целевое чтение.
Создание вторичного текста на базе другого (исходного Устный
https://resh.edu.
текста): пересказ (изложение) как средство формирования опрос; пере- ru/
коммуникативных умений. Использование умения анали- сказ.
https://school.m
зировать композицию текста и отражать её в плане. Излоos.ru/
жения с элементами описания, с элементами рассуждения
(по характеру текстового материала); полное, подробное,
близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания).
Практикум-диагностика. Комплексный анализ текста.
Устный
https://resh.edu.
опрос; Сло- ru/
варноhttps://school.m
орфографи- os.ru/
ческая работа.
Практикум-диагностика. Комплексный анализ текста.
Комплекс- https://resh.edu.
ный анализ ru/
текста.
https://school.m
os.ru/
Тестовая работа по комплексному применению умений Тестирова- https://resh.edu.
работать с информацией и текстом.
ние.
ru/
https://school.m
os.ru/
Чему я научился. Оформление и защита портфолио поДоклад, со- https://resh.edu.
самостоятельно выбранной книге.
общение.
ru/
презентация. https://school.m
os.ru/
Чему я научился. Оформление и защита портфолио поДоклад, со- https://resh.edu.
самостоятельно выбранной книге.
общение.
ru/
презентация. https://school.m
15
33.
34.
ной книге.
Чему я научился. Оформление и защита портфолио
1
по самостоятельно выбранной книге.
Подведение
итогов.
1
Награждение. Ролевая игра.
Итого
0
1
0
0
os.ru/
Чему я научился. Оформление и защита портфолио по Доклад, со- https://resh.edu.
самостоятельно выбранной книге.
общение.
ru/
презентация. https://school.m
os.ru/
Подведение итогов. Награждение. Ролевая игра.
Конкурсы. https://resh.edu.
ru/
https://school.m
os.ru/
34
16