Рабочая программа факультативного курса «Информатика и ИКТ» 5-6 классы рассчитана на
изучение информатики и ИКТ в течение 70 часов (в том числе в 5 классе – 35 учебных часов
из расчета 1 час в неделю; в 6 классе - 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю). Для
изучения информатики используется УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник
для 5, 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Программа соответствует государственному стандарту основного общего
образования по информатике и информационным технологиям и реализуется на основе
следующих документов:
• Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 года №1897 (с изменениями: приказы Министерства образования и науки РФ
от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577);
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(http://www.fgosreestr.ru);
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
• Основная образовательная программа ООО МОУ СОШ №62 на 2021-2022 учебный год.
Срок реализации рабочей учебной программы – два учебных года.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
• понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
• уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет
осознанного использования при изучении
школьных дисциплин таких
общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
• владение основными общеучебными умениями информационно-логического
характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и
самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи
на подзадачи,
разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае
обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им
решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать
форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в
среде соответствующих редакторов;
создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и
визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и
обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в
компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения
виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых
инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками
и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в
понятной собеседнику форме;
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в
частности при выполнении проекта;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с
помощью средств ИКТ;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации,
приобретение навыков создания личного информационного пространства (свободное
обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых сообщений);
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Предметные результаты:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей—
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе.
Тематическое планирование
Изучение каждой темы курса предполагает выполнение практических и проектных
заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор задания происходит в
начале изучения темы, после знакомства обучающихся с предлагаемым набором ситуаций,
требующих выполнения проектного задания. Выбор компьютерной программы,
позволяющей реализовывать изучаемую технологию, осуществляет учитель.
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Теория
Практических
работ
Зачетных
работ (тестов)
1
Информация вокруг нас.
12
10
2
1
2
Компьютер.
7
2
5
1
3
Подготовка текстов на
компьютере
8
2
6
1
4
Компьютерная графика
6
1
5
1
5
Создание мультимедийных
объектов.
7
1
6
1
6
Объекты и системы
8
6
2
1
7
Информационные модели
10
5
5
1
8
Алгоритмика
10
3
7
1
9
Резерв
2
0
2
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное
Основное содержание по
Характеристика деятельности
содержание
темам
ученика
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему
Тема 1.
Информация
и Аналитическая деятельность:
Информация вокруг информатика. Как человек •
приводить
примеры
нас (12 часов)
получает информацию. Виды
передачи, хранения и
информации
по
способу
обработки информации в
получения.
деятельности человека, в
Хранение информации.
живой природе, обществе,
Память человека и память
технике;
человечества.
Носители •
приводить
примеры
информации.
информационных
Передача информации.
носителей;
Источник, канал, приёмник. •
классифицировать
Примеры
передачи
информацию по способам
информации.
Электронная
её восприятия человеком,
почта.
по формам представления
Код,
кодирование
на
материальных
информации.
Способы
носителях;
кодирования
информации. •
разрабатывать
план
Метод координат.
действий для решения
Формы
представления
задач
на
переправы,
информации.
Текст
как
переливания и пр.;
форма
представления •
определять, информативно
информации.
Табличная
или
нет
некоторое
форма
представления
сообщение, если известны
информации.
Наглядные
способности конкретного
формы
представления
субъекта
к
его
информации.
восприятию.
Обработка информации.
Разнообразие
задач Практическая деятельность:
обработки
информации. •
кодировать
и
Изменение
формы
декодировать сообщения,
представления информации.
используя
простейшие
Систематизация информации.
коды;
Поиск
информации.
•
работать с электронной
Получение
новой
почтой
(регистрировать
информации. Преобразование
почтовый
ящик
и
информации по заданным
пересылать сообщения);
правилам. Черные ящики.
•
осуществлять
поиск
Преобразование информации
информации
в
сети
путем
рассуждений.
Интернет
с
Разработка плана действий и
использованием простых
его
запись.
Задачи
на
запросов
(по
одному
переливания.
Задачи
на
признаку);
переправы.
сохранять
для
Информация и знания. •
индивидуального
Чувственное
познание
использования найденные
окружающего
мира.
Абстрактное
мышление.
Понятие
как
форма
мышления.
Тема 2. Компьютер
(7 часов)
Компьютер
–
универсальная машина для
работы
с
информацией.
Техника
безопасности
и
организация рабочего места.
Основные
устройства
компьютера, в том числе
устройства
для
ввода
информации (текста, звука,
изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты.
Программы и документы.
Файлы и папки. Основные
правила именования файлов.
Элементы
пользовательского
интерфейса: рабочий стол;
панель
задач.
Мышь,
указатель мыши, действия с
мышью.
Управление
компьютером с помощью
мыши. Компьютерные меню.
Главное
меню.
Запуск
программ. Окно программы и
его компоненты. Диалоговые
окна. Основные элементы
управления, имеющиеся в
диалоговых окнах.
Ввод информации в
память
компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш.
Основная позиция пальцев на
клавиатуре.
в
сети
Интернет
информационные объекты
и ссылки на них;
•
систематизировать
(упорядочивать) файлы и
папки;
•
вычислять
значения
арифметических
выражений с помощью
программы Калькулятор;
•
преобразовывать
информацию по заданным
правилам
и
путём
рассуждений;
•
решать
задачи
на
переливания, переправы и
пр. в соответствующих
программных средах.
Аналитическая деятельность:
•
выделять аппаратное и
программное обеспечение
компьютера;
•
анализировать устройства
компьютера
с
точки
зрения
организации
процедур ввода, хранения,
обработки,
вывода
и
передачи информации;
•
определять
технические
средства,
с
помощью
которых
может
быть
реализован
ввод
информации
(текста,
звука, изображения) в
компьютер.
Практическая деятельность:
•
выбирать и запускать
нужную программу;
•
работать с основными
элементами
пользовательского
интерфейса: использовать
меню,
обращаться
за
справкой,
работать
с
окнами (изменять размеры
и
перемещать
окна,
реагировать на диалоговые
окна);
•
вводить информацию в
компьютер с помощью
клавиатуры
(приёмы
квалифицированного
клавиатурного
письма),
Тема 3. Подготовка
текстов на
компьютере (8
часов)
мыши
и
других
технических средств;
•
создавать,
переименовывать,
перемещать, копировать и
удалять файлы;
•
соблюдать требования к
организации
компьютерного рабочего
места,
требования
безопасности и гигиены
при работе со средствами
ИКТ.
Аналитическая деятельность:
•
соотносить этапы (ввод,
редактирование,
форматирование) создания
текстового документа и
возможности
тестового
процессора
по
их
реализации;
•
определять инструменты
текстового редактора для
выполнения
базовых
операций по созданию
текстовых документов.
Текстовый редактор.
Правила ввода текста.
Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования
(вставка, удаление и замена
символов).
Фрагмент.
Перемещение и удаление
фрагментов. Буфер обмена.
Копирование фрагментов.
Проверка правописания,
расстановка
переносов.
Форматирование
символов
(шрифт, размер, начертание,
цвет).
Форматирование
абзацев
(выравнивание, Практическая деятельность:
отступ
первой
строки, •
создавать
несложные
междустрочный интервал и
текстовые документы на
др.).
родном и иностранном
Создание
и
языках;
форматирование списков.
•
выделять, перемещать и
Вставка
в
документ
удалять фрагменты текста;
таблицы, ее форматирование
создавать
тексты
с
и заполнение данными.
повторяющимися
фрагментами;
•
осуществлять
орфографический
контроль в текстовом
документе с помощью
средств
текстового
процессора;
•
оформлять
текст
в
соответствии с заданными
требованиями к шрифту,
его начертанию, размеру и
цвету, к выравниванию
текста;
•
создавать
и
форматировать списки;
•
создавать, форматировать
и заполнять данными
таблицы.
Тема 4.
Компьютерная
графика (6 часов)
Компьютерная графика.
Простейший
графический редактор.
Инструменты
графического
редактора.
Инструменты
создания
простейших
графических
объектов.
Исправление ошибок и
внесение изменений. Работа с
фрагментами:
удаление,
перемещение, копирование.
Преобразование фрагментов.
Устройства
ввода
графической информации.
Тема 5. Создание
мультимедийных
объектов (7 часов)
Мультимедийная
презентация.
Описание
последовательно
развивающихся
событий
(сюжет).
Анимация.
Возможности
настройки
анимации
в
редакторе
презентаций.
Создание
эффекта
движения
с
помощью
смены
последовательности
рисунков.
Тема 6. Объекты и
системы (8 часов)
Объекты и их имена.
Признаки объектов: свойства,
действия,
поведение,
Аналитическая деятельность:
•
выделять
в
сложных
графических
объектах
простые
(графические
примитивы);
•
планировать работу по
конструированию
сложных
графических
объектов из простых;
•
определять инструменты
графического
редактора
для выполнения базовых
операций по созданию
изображений;
Практическая деятельность:
•
использовать простейший
(растровый
и/или
векторный) графический
редактор для создания и
редактирования
изображений;
•
создавать
сложные
графические объекты с
повторяющимися и /или
преобразованными
фрагментами.
Аналитическая деятельность:
•
планировать
последовательность
событий на заданную
тему;
•
подбирать
иллюстративный
материал,
соответствующий замыслу
создаваемого
мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
•
использовать
редактор
презентаций или иное
программное средство для
создания анимации по
имеющемуся сюжету;
•
создавать на заданную
тему
мультимедийную
презентацию
с
гиперссылками,
слайды
которой содержат тексты,
звуки,
графические
изображения.
Аналитическая деятельность:
•
анализировать
объекты
окружающей
состояния.
Отношения
объектов.
Разновидности
объектов
и
их
классификация.
Состав
объектов. Системы объектов. •
Система
и
окружающая
среда.
Персональный
компьютер
как
система. •
Файловая
система.
Операционная система.
•
Тема 7.
Информационные
модели (10 часов)
Модели объектов и их
назначение.
Информационные
модели.
Словесные информационные
модели.
Простейшие
математические модели.
Табличные
информационные
модели.
Структура
и
правила
оформления
таблицы.
Простые таблицы. Табличное
решение логических задач.
Вычислительные
таблицы.
Графики
и
диаграммы.
Наглядное
представление
о
соотношении
величин.
Визуализация многорядных
действительности,
указывая их признаки —
свойства,
действия,
поведение, состояния;
выявлять
отношения,
связывающие
данный
объект
с
другими
объектами;
осуществлять
деление
заданного
множества
объектов на классы по
заданному
или
самостоятельно
выбранному признаку —
основанию
классификации;
приводить
примеры
материальных,
нематериальных
и
смешанных систем.
Практическая деятельность:
• изменять
свойства
рабочего стола: тему,
фоновый
рисунок,
заставку;
• изменять свойства панели
задач;
• узнавать
свойства
компьютерных объектов
(устройств, папок, файлов)
и возможных действий с
ними;
• упорядочивать
информацию в личной
папке.
Аналитическая деятельность:
•
различать натурные и
информационные модели,
изучаемые
в
школе,
встречающиеся в жизни;
•
приводить
примеры
использования
таблиц,
диаграмм, схем, графов и
т.д.
при
описании
объектов
окружающего
мира.
Практическая деятельность:
•
создавать
словесные
модели (описания);
•
создавать многоуровневые
списки;
•
создавать
табличные
данных.
Многообразие
схем. •
Информационные модели на
графах. Деревья.
Тема 8.
Алгоритмика (10
часов)
Понятие
исполнителя.
Неформальные и формальные
исполнители.
Учебные
исполнители
(Черепаха,
Кузнечик, Водолей и др.) как
примеры
формальных
исполнителей.
Их
назначение, среда, режим
работы, система команд.
Управление исполнителями с
помощью команд и их
последовательностей.
Что такое алгоритм.
Различные формы записи
алгоритмов (нумерованный
список, таблица, блок-схема).
Примеры
линейных
алгоритмов, алгоритмов с
ветвлениями и повторениями
(в повседневной жизни, в
литературных произведениях,
на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов
(линейных, с ветвлениями и
циклами) для управления
исполнителями Чертёжник,
Водолей и др.
Резерв учебного времени в 5–6 классах: 1 час
модели;
создавать
простые
вычислительные таблицы,
вносить
в
них
информацию и проводить
несложные вычисления;
•
создавать диаграммы и
графики;
•
создавать схемы, графы,
деревья;
•
создавать
графические
модели.
Аналитическая деятельность:
•
приводить
примеры
формальных
и
неформальных
исполнителей;
•
придумывать задачи по
управлению
учебными
исполнителями;
•
выделять
примеры
ситуаций, которые могут
быть описаны с помощью
линейных
алгоритмов,
алгоритмов с ветвлениями
и циклами.
Практическая деятельность:
•
составлять
линейные
алгоритмы по управлению
учебным исполнителем;
•
составлять
вспомогательные
алгоритмы для управления
учебными исполнителем;
•
составлять
циклические
алгоритмы по управлению
учебным исполнителем.