Общие сведения
Рабочая программа «Баскетбол» составлена на основе нормативных
документов:
-Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
№273;
- ФГОС начального общего образования, утверждённый приказом МО и
науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изменениями: приказы Минобрнауки РФ от
26.10.2010 №1241; от 22.092011 №2357;; от 18.12.2012 № 1060; от 29.12.2014
№ 1643; от 18.05.2015 № 507; от 31.12.2015 №1576);
-Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (https://fgosreestr.ru/).
- Рабочей программы по физической культуре 4 класс. К УМК В.И. Лях.:
ВАКО, 2015 г.);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)
данная рабочая программа для 4 класса направлена на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и
находить выходы из спорных ситуаций;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
•
формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение
умением
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (решительные мероприятия, подвижные игры
формирование навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными
мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития
основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
•
Ожидаемый результат
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
1) историю появления баскетбола, развитие баскетбола в нашей стране;
2) терминологию технических приёмов игры;
3) сокращённые правила баскетбола;
4) гигиенические требования, предъявляемые к инвентарю, одежде
занимающегося.
В результате реализации программы учащиеся 4 классов должны
овладеть основными действиями и приемами игры в баскетбол, принимать
участие во внутриклассных и внутришкольных соревнованиях по стритболу
и мини-баскетболу, «один на один». А так же должны уметь самостоятельно
заниматься во внеурочное время и проводить соревнования по упрощённым
правилам на пришкольной площадке. Соблюдать правила безопасности и
профилактики травматизма во время игры в баскетбол.
Содержание предмета
№
п/п
Содержание занятий
1.
Развитие
баскетбола
в
России,
судейство игры
Гигиенические сведения и меры
безопасности на занятиях
Общая и специальная физическая
подготовка
Основы техники и тактики игры
Контрольные игры и соревнования
2.
3.
4.
5.
Итого:
Количество занятий
Всего Теоретич.
сведен.
2
2
5
25
3
35
Практические
занят.
5
0
25
3
33
Содержательное обеспечение разделов программы
Развитие баскетбола в России:
Описание игры, её возникновение и развитие, правила игры.
Гигиенические сведения.
Режим дня режим питания, питьевой режим. Использование естественных
факторов природы для закаливания организма.
Гигиена места занятий.
Значение разминки. Правила поведения и меры безопасности на занятиях
баскетболом.
Техника и тактика игры.
Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли,
передач, ведения, бросков, поворотов. Значение технической подготовки для
роста спортивного мастерства. Понятие о тактике игры. Связь техники и
тактики. Индивидуальные и групповые технические действия.
Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при
ведении и броске. Перехват мяча.
ОФП и СФП:
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости
на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу.
Челночный бег: 3 х 10 м, 5 х 10 м, 10 х 5 м. Ускорение из различных
исходных положений. Бег 30, 60 м. Кросс 300, 500 м.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика и трамплина. Серийные
прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с
последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с
места и в движении.
Подвижные игры. «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Снайпер»
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
№
урок
а
Изучаемый
раздел,
тема
учебного
материала
1
Знакомство с
историей
баскетбола.
Техника
безопасности
на занятиях.
Требование к
одежде и
инвентарю
2
Защитная
стойка,
передвижения
баскетболиста.
Игра
«Охотники и
утки».
Колво
часо
в
1
1
Характеристика
деятельности
учащихся или
виды учебной
деятельности
Инструкции по
технике
безопасности.
Первичное
ознакомление и
освоение
УУД
Личностные
Познавательные
Формирование
первоначальных
представлений
о
значении физической
культуры
для
укрепления здоровья
человека (физического,
социального
и
психического)
Формирование
умений
осознанного
построения
речевого
высказывания
устной форме
Учебнопознавательный
интерес к занятиям
подвижными играми
Выражать
творческое
отношение к
проведению игры
Коммуникативные
Регулятивные
Участвовать
в Овладение
диалоге на уроке
способностью
принимать и
сохранять
цели и задачи
в
учебной
деятельности,
поиска
средств ее
осуществлени
я
Уметь слушать
правила игры и
соблюдать правила
в процессе игры
Планировать
свои действия
при
выполнении
игры
3
3
Повороты
вперед, назад.
Игра
«Снайпер»
1
Первичное
ознакомление и
освоение
Развитие
Осмысление
самостоятельности
и правил игры.
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Умение объяснять Освоение
свой выбор и игру. способов
решения
проблем
творческого и
поискового
характера.
4
4
Общая
физическая
подготовка
(ОФП) и
специальная
подготовка
баскетболиста
1
Развитие
двигательных
качеств учащихся,
специальных
умений
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
5
5,6
Ловля мяча
двумя руками
на месте.
Передача мяча
двумя
руками от
груди.
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
2
Ознакомление и
освоение
учебнопознавательный
интерес к занятиям
подвижными играми
осуществлять
анализ
выполненных
действий.
уметь слушать и
вступать в диалог с
учителем и
учащимися;
6
7,8
Ловля мяча
двумя руками
в прыжке.
Передача мяча
двумя
руками от
груди.
2
Ознакомление и
освоение
Развитие
Осмысление
самостоятельности
и правил игры.
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
учитывать
правило в
планировании
и контроле
способа
решения;
Умение объяснять Освоение
свой выбор и игру. способов
решения
проблем
творческого и
поискового
о
нравственных
нормах.
характера.
7
9,10
Ловля, передача мяча
двумя руками
в движении.
Ведение мяча с
высоким,
низким
отскоком на
месте.
2
Обучение и
обобщение
пройденного
материала
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
других
людей.
Осмысление,
объяснение своего
двигательного
опыта.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
8
11
Общая
физическая
подготовка
(ОФП),
специальная
подготовка.
1
Развитие
двигательных
качеств учащихся,
специальных
умений и навыков
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
9
12,1
3
Ведение мяча
с высоким,
низким
отскоком, в
шаге.
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
2
Обучение и
обобщение
пройденного
материала
Учебнопознавательный
интерес к учебному
занятию
Выражать
творческое
отношение к
выполнению
упражнений.
Уметь слушать и
вступать в диалог с
учителем и
учащимися;
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание в
соответствии
с целью и
анализироват
ь технику
выполнения
упражнений
Уметь
принимать и
сохранять
учебную
задачу,
направленну
ю на
формировани
е и развитие
двигательных
качеств
10
14,1
5
Ловля мяча
двумя руками
при
поступательном
движении.
Передача от
пола.
2
Освоение нового
двигательного
действия
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
11
16,1
7
Передача мяча
одной рукой.
Ведение мяча
прямо.
2
Освоение нового
двигательного
действия
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
давать
объективную
оценку
технике
выполнения
упражнений
Осознание
Умение объяснять Умение
важности освоения ошибки
при характеризова
универсальных
выполнении
ть, выполнять
умений связанных упражнений.
задание
в
с
выполнением
соответствии
упражнений.
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
12
18
Общая
физическая
подготовка
(ОФП).
1
Развитие
двигательных
качеств учащихся
13
19,2
0
Ведение мяча
по дуге.
Броски в
корзину двумя
руками с
отскоком от
щита.
2
Освоение нового
двигательного
действия
14
21
Ведение мяча
по дуге.
1
15
23,
22
Броски в
корзину двумя
руками от
груди.
2
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
давать
объективную
оценку
технике
выполнения
упражнений
Обучение
Мотивационная основа
для занятий
спортивными играми
Ориентироваться в
игровой ситуации
Уметь слушать
особенности игры и
соблюдать правила
в процессе игры
Учитывать
тактические,
творческие
действия в игре
Обучение и
систематизирован
ие знаний
Формирование
Формирование
и Осмысление,
проявление
объяснение своего способов
позитивного
положительных
двигательного
взаимодействия со
качеств
личности,
Умение
организовать
самостоятель
ную
деятельность
Ведение мяча
зигзагом
дисциплинированности опыта.
,
трудолюбия
и
упорства в достижении
поставленной цели.
16
24
Общая
физическая
подготовка
(ОФП)
1
17
25
Жесты судьи,
организация
соревнований
по минибаскетболу.
1
18
27,
Проход с
изменением
высоты
отскока. Броски
в корзину двумя
руками
(добивание)
2
26
с учетом
требований ее
безопасности,
сохранности
инвентаря и
оборудования
, организации
мест занятий
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
сверстниками в
парах
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
Слушание,
Формирование
и
конспектирование проявление
, просмотр
положительных
видеофильма
качеств
личности,
дисциплинированности
,
трудолюбия
и
упорства в достижении
поставленной цели.
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
Осмысление,
объяснение своего
двигательного
опыта.
Формирование
способов
позитивного
взаимодействия со
сверстниками в
парах
Умение
организовать
самостоятель
ную
деятельность
с учетом
требований ее
безопасности,
сохранности
инвентаря
Выполнение
заданий по
карточкам
Осмысление,
объяснение своего
двигательного
опыта.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание в
соответствии
с целью и
анализироват
ь технику
Развитие
двигательных
качеств учащихся
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
людей.
других
выполнения
упражнений
19
29,
28
Остановка
прыжком.
Броски в
корзину двумя
руками без
отскока от
щита.
2
Обучение и
систематизирован
ие знаний
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
20
30
Развитие
физических
качеств. ОФП.
Специальная
подготовка
(СФП)
1
Групповая работа
по станциям
(метод круговой
тренировки)
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
давать
объективную
оценку
технике
выполнения
упражнений
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
21
32,
31
Обводка
соперника с
изменением
скорости.
Броски в
корзину двумя
руками в
движении.
2
Обучение и
систематизирован
ие знаний
Развитие
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
других
людей.
Осмысление,
объяснение своего
двигательного
опыта.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание в
соответствии
с целью и
анализироват
ь технику
выполнения
упражнений
22
34,
33
Учебные игры
3х3.
2
Умение вести
тактическую игру
Мотивационная основа
для занятий
спортивными играми
Ориентироваться в
игровой ситуации
Уметь слушать
особенности игры и
соблюдать правила
в процессе игры
Учитывать
тактические,
творческие
действия в
игре
23
35
Броски в
корзину двумя
руками в
прыжке.
Передача мяча
одной от
плеча.
1
Освоение нового
двигательного
действия
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризоват
ь, выполнять
задание
в
соответствии с
целью
и
анализировать
технику
выполнения
упражнений,
давать
объективную
оценку технике
выполнения
упражнений