Общие сведения
Рабочая программа «Двигаясь, играй» составлена на основе:
- Примерной программы спортивной подготовки для детско- юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных
школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего
спортивного мастерства» /А.П. Горячев; А.А. Ивашин; Московская городская
федерация бадминтона.- М. : Советский спорт, 2012
-Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 28
«Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной
организации»;
- Рабочей программы по физической культуре 3 класс. К УМК В.И. Лях.:
ВАКО, 2015 г.);
Данная программа создавалась с учётом того, что внеурочные формы
занятий физическими упражнениями, должна создавать максимально
благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и
духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью внеурочной формы занятий является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха.
Реализация цели рабочей программы соотносится с решением следующих
образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры;
• овладение специализированной школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и
дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров
движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на
сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и
кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости)
способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня,
влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность
и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об изучаемом виде спорта, о соблюдении
правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
спортивными играми, использование их в свободное время на основе
формирования интересов к изучаемым видам двигательной активности и
выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к
товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения
физических упражнений, содействие развитию психических процессов
(представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Данная программа предлагает изучить учащимся 3 класса доступный
вид спорта бадминтон. Программа направляет деятельность учащихся на
изучение истории, техники и тактики олимпийского вида спорта. Программа
рассчитана на два часа в неделю, всего 68 часов.
•
Бадминтон доступный вид спорта для учащихся начального и среднего
школьного звена, не требующий проявления предельных функциональных
возможностей молодого растущего организма.
По данной программе могут заниматься учащиеся, отнесённые к
основной, подготовительной группе здоровья и учащиеся специальной
медицинской группы, имеющие медицинский допуск к занятиям по
бадминтону. Бадминтон увлекает и мальчиков и девочек, так как:
1) способствует повышению двигательной активности:
2) способствует развитию двигательных качеств: ловкости, гибкости,
быстроты, специальной выносливости, повышает функциональные
возможности организма, развивает глазомер, точность, быстроту
реакции;
3) экипировка и инвентарь не требуют больших материальных затрат.
Цель программы:
Популяризация бадминтона, приобщение к систематическим занятиям
физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и
уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и
укрепления здоровья.
Задачи программы:
Образовательные
1) вооружение знаниями по истории развития бадминтона, правилам
игры;
2) обучение учащихся технике игры;
3) обучение новым двигательным действиям, для использования их в
прикладных целях;
4) повышение
уровня
технико-тактического
мастерства
с
учетом
индивидуальных особенностей занимающихся;
5) привлечение
учащихся,
проявляющих
повышенный
интерес
и
способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции.
Оздоровительные
1) профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
2) укрепление связок нижних и верхних конечностей;
3) повышение резервных возможностей организма.
Воспитательные
1) развитие двигательных физических качеств и способностей: быстроты,
ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости,
гибкости, точности, меткости;
2) воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом;
3) повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к
занятиям
по бадминтону.
Программа разработана для учащихся 3 классов, впервые изучающих
спортивную игру «Бадминтон». Программа рассчитана на полугодовое
обучение.
Программа состоит из следующих разделов:
1) основы знаний;
2) технические приёмы спортивной игры «Бадминтон»;
3) общая физическая подготовка и специальная подготовка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)
данная рабочая программа для 1 класса направлена на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностные результаты:
•
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
•
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
•
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
•
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение
умением
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (решительные мероприятия, подвижные игры
формирование навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными
мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития
основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Ожидаемый результат
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
1) историю появления бадминтона, развитие бадминтона в нашей стране;
2) терминологию технических приёмов игры (подач, ударов);
3) официальные правила бадминтона;
4) гигиенические требования, предъявляемые к инвентарю, одежде
занимающегося.
В результате реализации программы учащиеся 3 классов должны
овладеть основными действиями и приемами игры в бадминтон, принимать
участие
во
внутриклассных
и
внутришкольных
соревнованиях
по
бадминтону.
В
результате
реализации
программы
учащиеся
должны
уметь
самостоятельно заниматься во внеурочное время и проводить соревнования
по упрощённым правилам, соблюдать правила безопасности и профилактики
травматизма во время игры в бадминтон.
Распределение учебного материала по бадминтону
№
Вид программного материала
Кол-во
часов
1
Основы теоретических знаний
2
2
Технико-тактическая подготовка бадминтониста
43
3
Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста
6
4
Учебно-тренировочные игры,
5
соревнования
12
Итого 68 часов
Календарно-тематическое планирование 3 класс.
№
п/п
1
2
№
урок
а
Изучаемый
раздел,
тема
учебного
материала
1
Знакомство с
видом спорта.
Техника
безопасности
на занятиях по
бадминтону.
Требование к
одежде и
инвентарю.
2
Хватка
бадминтонной
ракетки,
волана.
Способы
перемещения.
Колво
часо
в
1
1
Характеристика
деятельности
учащихся или
виды учебной
деятельности
Инструкции по
технике
безопасности.
Первичное
ознакомление и
освоение
УУД
Личностные
Познавательные
Формирование
первоначальных
представлений
о
значении физической
культуры
для
укрепления здоровья
человека (физического,
социального
и
психического)
Формирование
умений
осознанного
построения
речевого
высказывания
устной форме
Учебнопознавательный
интерес к занятиям
подвижными играми
Выражать
творческое
отношение к
проведению игры
Коммуникативные
Регулятивные
Участвовать
в Овладение
диалоге на уроке
способностью
принимать и
сохранять
цели и задачи
в
учебной
деятельности,
поиска
средств ее
осуществлени
я
Уметь слушать
правила игры и
соблюдать правила
в процессе игры
Планировать
свои действия
при
выполнении
игры
3
3
Основы
техники игры.
Нижняя
подача. Виды
подачи.
1
Первичное
ознакомление и
освоение
Развитие
Осмысление
самостоятельности
и правил игры.
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
4
4
Общая
физическая
подготовка
(ОФП) и
специальная
подготовка
бадминтониста
.
1
Развитие
двигательных
качеств учащихся,
специальных
умений
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
5
5
Основы
техники игры
Подача
открытой и
закрытой
стороной
ракетки
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
1
Ознакомление и
освоение
учебнопознавательный
интерес к занятиям
подвижными играми
осуществлять
анализ
выполненных
действий.
уметь слушать и
вступать в диалог с
учителем и
учащимися;
6
6
Общая
физическая
подготовка
(ОФП),
специальная
подготовка
бадминтониста
1
Развитие
двигательных
качеств учащихся,
специальных
умений и навыков
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
Умение объяснять Освоение
свой выбор и игру. способов
решения
проблем
творческого и
поискового
характера.
учитывать
правило в
планировании
и контроле
способа
решения;
данными мониторинга
здоровья
формах занятий.
с целью.
7
7
Далёкий удар с
за маха сверху.
1
Освоение новых
ударов
Учебнопознавательный
интерес к учебному
занятию
Выражать
творческое
отношение к
выполнению
упражнений.
Уметь слушать и
вступать в диалог с
учителем и
учащимися;
Уметь
принимать и
сохранять
учебную
задачу,
направленну
ю на
формировани
е и развитие
двигательных
качеств
8
8
Удары справа,
слева открытой
и закрытой
стороной
ракетки.
1
Контрольное
выполнение
подачи.
Закрепление
техники сложного
двигательного
действия
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
давать
объективную
оценку
технике
выполнения
упражнений
Удары справа
и слева.
1
Плоская
подача.
2
9
9
10
1011
11
12
Общая
физическая
подготовка
(ОФП)
бадминтониста
12
13
Подача.
Короткие
удары.
Освоение нового
двигательного
действия
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
1
Развитие
двигательных
качеств учащихся
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
1
Повторение и
закрепление ЗУН
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
давать
объективную
оценку
технике
выполнения
упражнений
13
14
Короткие
быстрые
удары.
1
Обучение
Мотивационная основа
для занятий
спортивными играми
Ориентироваться в
игровой ситуации
Уметь слушать
особенности игры и
соблюдать правила
в процессе игры
14
15
Короткие
близкие удары.
1
Обучение и
систематизирован
ие знаний
Формирование
и
проявление
положительных
качеств
личности,
дисциплинированности
,
трудолюбия
и
упорства в достижении
поставленной цели.
Осмысление,
объяснение своего
двигательного
опыта.
Формирование
способов
позитивного
взаимодействия со
сверстниками в
парах
15
16
Общая
физическая
подготовка.
1
Развитие
двигательных
качеств учащихся
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
Учитывать
тактические,
творческие
действия в игре
Умение
организовать
самостоятель
ную
деятельность
с учетом
требований ее
безопасности,
сохранности
инвентаря и
оборудования
, организации
мест занятий
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
16
17
Плоская
подача,
отражение
подачи.
1
Закрепление
техники
двигательного
действия
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
17
18,1
9
Общая
физическая
подготовка
(ОФП)
бадминтониста
2
Развитие
двигательных
качеств учащихся
Осмысление
самостоятельного
выполнению
упражнений в
оздоровительных
формах занятий
18
20,
21,
22
Подачи.
Диагональные
удары.
3
Повторение и
закрепление ЗУН
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
о
нравственных
нормах.
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
упражнений.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
Умение
Формировани
самостоятельно
е
умения
выполнять
выполнять
упражнения
в задание
в
оздоровительных
соответствии
формах занятий.
с целью.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
давать
объективную
оценку
технике
выполнения
упражнений
19
23,
24,
25
Освоение
техники игры.
3
Обучение и
систематизирован
ие знаний
Формирование
и
проявление
положительных
качеств
личности,
дисциплинированности
,
трудолюбия
и
упорства в достижении
поставленной цели.
20
26,
27
Далёкий с
замаха удар.
2
Обучение и
систематизирован
ие знаний
Формирование
и
проявление
положительных
качеств
личности,
дисциплинированности
,
трудолюбия
и
упорства в достижении
поставленной цели.
21
28,
29
Общая
физическая
подготовка
(ОФП).
Специальная
подготовка
2
Развитие
двигательных
качеств учащихся
Формирование навыка
систематического
наблюдения за своим
физическим
состоянием, величиной
Умение
организовать
самостоятель
ную
деятельность
с учетом
требований ее
безопасности,
сохранности
инвентаря и
оборудования
, организации
мест занятий
Умение
Формирование
Осмысление,
организовать
способов
объяснение своего
самостоятель
позитивного
двигательного
ную
взаимодействия
со
опыта.
деятельность
сверстниками в
с учетом
парах
требований ее
безопасности,
сохранности
инвентаря и
оборудования
, организации
мест занятий
Осмысление
Умение
Формировани
самостоятельного
самостоятельно
е
умения
выполнению
выполнять
выполнять
упражнений в
упражнения
в задание
в
оздоровительных
оздоровительных
соответствии
формах занятий
Осмысление,
объяснение своего
двигательного
опыта.
Формирование
способов
позитивного
взаимодействия со
сверстниками в
парах
бадминтониста
физических нагрузок,
данными мониторинга
здоровья
формах занятий.
с целью.
22
30,
31
Правила
бадминтона.
Правила счёта
и выполнение
подачи
2
Слушание,
конспектирование
, просмотр
видеофильма
Формирование
и
проявление
положительных
качеств
личности,
дисциплинированности
,
трудолюбия
и
упорства в достижении
поставленной цели.
Осмысление,
объяснение своего
двигательного
опыта.
Формирование
способов
позитивного
взаимодействия со
сверстниками в
парах
Умение
организовать
самостоятель
ную
деятельность
с учетом
требований ее
безопасности,
сохранности
инвентаря
23
32,3
3
Игровые
задания.
2
Выполнение
заданий по
карточкам
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
других
людей.
Осмысление,
объяснение своего
двигательного
опыта.
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание в
соответствии
с целью и
анализироват
ь технику
выполнения
упражнений
19
34,3
5
Сочетание
технических
приёмов подачи
и удара
2
КУ Подача
(зачёт)
Развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе представлений
Осознание
важности освоения
универсальных
умений связанных
с
выполнением
Умение объяснять
ошибки
при
выполнении
упражнений.
Умение
характеризова
ть, выполнять
задание
в
соответствии
с целью и
о
нравственных упражнений.
нормах.
анализироват
ь
технику
выполнения
упражнений,
давать
объективную
оценку
технике
выполнения
упражнений