Общие сведения
Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования;
Программа «Школьная служба медиации» Серякиной А. В., рекомендовано МО
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ»;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010г. № 189);
Письма Минобрнауки России от 18.08. 2017 г. №09-1672 «О направлении
методических рекомендаций»;
Учебного плана МОУ СОШ № 62 на 2023-2024 учебный год;
Программа «Волонтеры медиации» направлена на развитие коммуникативных навыков
среди учащихся 10 классов общеобразовательной школы. В программе курса подробно
рассматриваются следующие вопросы: как сделать общение более эффективным, как
сообщать информацию, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть
более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных
конфликтов.
Актуальность: Современное образовательное пространство школы имеет потенциально
конфликтную среду, поскольку обучаются дети разных возрастов, взрослые (учителя и
родители) из разных культур, социальных слоев, национальностей. К этому можно
добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус. Важным для
многих подростков является общение, способность влиять на других, принадлежность их
к определенной группе в классе, использование разных социальных ролей. В настоящее
время случаи проявления детской агрессии, силового способа решения конфликтов не
являются редкостью. Однако, несмотря на публичное обсуждение подобных ситуаций,
привлечение к решению данных проблем специалистов, ситуация, в целом, не меняется. В
школе достаточно стандартный набор для решения конфликтов: карательный,
направление к психологу или социальному педагогу, к директору, вызов родителей в
школу, что усугубляет конфликтную ситуацию.
Обучающиеся в дальнейшей жизни часто необоснованно применяют силу или становятся
жертвами агрессивно настроенных людей, не осваивают конструктивные способы
разрешения конфликтных ситуаций. Исходя из этого, можно говорить о неэффективности
применяемых процедур для решения и профилактики конфликтных ситуаций во многих
образовательных учреждениях. Таким образом, создание школьных служб примирения в
наших школах достаточно актуально и своевременно. В этом процессе активная роль
отведена самим обучающимся.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только
они смогут найти лучшее решение. Помогает им нейтральный посредник (медиатор),
который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит, не принуждает.
Цель программы: подготовка подростков для работы в школьных службах примирения
(обучение восстановительным технологиям), формирование базовых умений у
обучающихся, необходимых для организации безопасного пространства в воспитательнообразовательной среде.
Программа содержит 3 модуля, что дает возможность большинству обучающихся
участвовать в создании и развитии в образовательном учреждении восстановительного
способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Воспитательные результаты:
Модуль 1. Расширить представления о конфликте
Развить навыки конструктивной коммуникации
Сформировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру
Расширить круг видения проблемы за счет мнения других
Развить способности к адекватной оценке ситуации и умению находить конструктивные
пути выхода из нее
Познакомить с основами восстановительного подхода в разрешении конфликтов
Отработать навыки проведения программы примирения с использованием медиативных
технологий.
Модуль 2
Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и
событий
Повысить адаптивность обучающихся, исходя из их социального опыта, возможностей и
психического состояния
Развить коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью
предупреждения коммуникативных барьеров
Познакомить всех обучающихся (особенно подростков) с новыми коммуникативными
навыками и возможностями бесконфликтных отношений.
Участие в занятиях даст возможность развить и закрепить как культурную традицию
способность всех участников образовательного процесса к взаимопониманию.
Задачи:
- развить навыки общения;
- подготовить учащихся к осознанию и пониманию многогранности мира общения;
- обеспечить учащихся средствами самопознания;
- развивать навыки, необходимые для успешного и всестороннего взаимодействия с
окружающим миром;
- развивать стремления к позитивным личностным преобразованиям.
Планируемые результаты:
- Расширить знания о психологии как науки
Научить использовать приобретенные знания
Обучить подростков умению видеть собственные недостатки и принимать их, а также
умению принимать недостатки других людей
Помочь обучающимся осознать ценность и уникальность собственного «Я» и «Я» каждого
человека, общности с другими людьми.
Помочь в осознании ответственности за собственную судьбу
Оказать помощь для улучшении межличностных отношений
Способствовать развитию уверенности в собственных силах, умений разработать свою
стратегию жизни
Сформировать навыки активного планирования жизни (благодаря конкретным способам и
приемам постановки задач с учетом реальных возможностей и способностей).
Структура программы.
Программа рассчитана 1 год изучения, т.е. на 34академических часа.
Целевая группа:обучающиеся 8х -11х классов.
Количество часов по программе: 34 , количество часов в неделю 1
Формы, методы работы: Основной формой обучения является учебно-практическая
деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение
учащимися творческих или проектных работ, беседы, практикум, лекции, работа с книгой,
слайд-лекция, межпредметные интегрированные уроки, деловые и ролевые игры,
проблемные дискуссии.
Содержание занятий:
Модуль 1 Медиация – технология разрешения конфликта
Тема 1. Знакомство участников друг с другом. Презентация программного курса. Цели и
задачи курса. Диагностика: анкета «Мои ожидания»; Методика К.Томаса («Стили
разрешения конфликтов»); Тест КОС («Методика изучения коммуникативных и
организаторских умений»).
Тема 2. Общение. Структура и средства общения. Позиции в общении. Стили общения.
Манипулирование. Дискуссия «Что мешает открытому общению?» Тест «Три Я»
(позиции в общении).
Тема 3. Эмоции и чувства. Роль чувств в жизни человека. Формы переживания чувств.
Аффекты. Настроение. Как управлять своим состоянием и как его изменить. Стресс.
Трудные ситуации и развитие. Как развивать навыки самообладания при общении с
неприятными вам людьми.
Тема 4. Что такое конфликт? Основные стили разрешения конфликтов. Динамика
конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Принципы управления конфликтом.
Обсуждение результатов Теста К.Томаса. Упражнение «Разногласие» (в качестве основы
для упражнения может послужить ситуация конфликта из художественной литературы
или фильма, реальная история). Два участника в присутствии группы играют роли
участников конфликта. Задача: достичь взаимопонимания, применяя принципы
управления конфликтом.
Тема 5. Механизмы межличностного восприятия. Барьеры в общении. Дискуссия на тему
«Что мне помогает и что мешает общению?» Ролевая игра «Нейтрализация негативных
эмоций» (задача: нейтрализовать негативные эмоции, конструктивно выразить свои
чувства и перейти к спокойному обсуждению ситуации). Упражнение «Я - высказывание»
(обучающиеся разбиваются на пары и практикуют «Я - высказывания» в ответ на какуюто эмоционально негативно заряженную фразу, обвинение, критику).
Тема 6. Понятие медиации. История. Что такое восстановительная культура отношений в
конфликте. Область применения медиативных технологий. Принципы медиации. Стадии
медиации.
Тема 7. Функции медиатора. Личность медиатора. Подготовка и организация медиации.
Ролевая игра-тренинг «Новое в конфликте» (Задается конфликтная ситуация-легенда,
выбирается учащийся на роль медиатора, отработка стадий медиации). Навыки обратной
связи.
Тема 8. Школьная служба медиации. Задачи. Назначение. Возможности реализации
практической работы службы. Дискуссия. Мозговой штурм.
Тема 9. Медиация.Практика. Анкета обратной связи «Мои итоги курса». Супервизия
(обучающиеся друг другу помогают обсудить разбор ситуаций).
Модуль 2 Взаимодействие средствами социокультурной среды.
Тема 10. Бизнес-игра «Новое начало «Дипломат»
Тема 11Кинотренинг «Красный квадрат (художественные фильмы, мультфильмы,
документальное кино) (в зависимости от возраста участников)
Тема 12Игра «Лидер» Содержание занятий: 1. Игра является наиболее естественной
формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно,
стремительно и гармонично. Бизнес-игра «Новое начало». В игре участникам предстоит
определить стратегию собственной компании, научиться распределять ресурсы,
планировать, вести переговоры, договариваться, выстраивать отношения. В рамках игры
оцениваются навыки деловой коммуникации участников, широта и эффективность их
коммуникативного инструментария в целом, готовность и способность брать на себя
ответственность в переговорах. Участники работают в командах. Каждая команда
выступает единым коллективным субъектом на переговорах. Команды могут свободно
вводить любые механизмы принятия единых внутрикомандных решений. Игровой
инвентарь: карточки, кубики, фишки, бумага, ручка. В процессе игры можно использовать
видеоаппаратуру (с разрешения участников игры), для более эффективной обратной связи.
Тема 13Кинотренинг - «терапия искусством». Кинотренинг-это способ познания человека
при помощи кино, направленный на совершенствование умения видеть и анализировать
психологию человека, особенности его поведения в различных ситуациях. Кинотренинг
дает возможность получить инструмент для критического пересмотра собственных
личностных ресурсов и основанных на них правил жизни; улучшение способности к
коммуникации с самим собой и с окружающим миром. Занятия включают:
Интерактивный лекционный материал (основные темы, которые будут обсуждаться после
просмотра); Просмотр и анализ фильмов и видеоматериалов; Проведение и обсуждение
тренинговых упражнений; Самотестирование Съемка учебных видеофильмов
Рекомендуемые фильмы (примеры): «Заплати другому»; «Человек, который изменил все»;
«Чучело»; «Буратино»; «Цирк бабочек»; Документальный фильм о Нике Вуйчиче.
Тема 14 Тайм-менеджмент Формирование целей, собственной реализации. Таймменеджмент, развить финансовую грамотность и раскрыть лидерские качества. На
примере увидеть как развитие ключевых навыков лидера: ораторское искусство,
уверенность, смелость, коммуникативная компетенция дают возможность личности
достигнуть больших успехов. Как мы знаем, каждый человек постоянно находится в
процессе коммуникации, поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в
условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми. Отсюда исходит
важность коммуникативной компетенции для успешного человека. И очевидным
становится не просто знать, что такое коммуникативность, но и как она проявляется, и как
надо ею управлять для достижения поставленных целей. Модуль 3Внутренний мир
человека и возможности его психологического познания
Тема 15. Исторические и культурные аспекты психологии, как науки.
Знакомство с понятием “психология”, «тренинг». Формирование теоретических
представлений и понятий, связанных с миром психологии. Активизация умственной
активности. Классификация психологических техник.
Развивающие процедуры: круглый стол – знакомство с самим собой.
Тема 16. Аудиал, визуалкинестетик.
Знакомство с понятием восприятие. Формирование представлений учащихся об основных
принципах деления по типам восприятия.
Диагностические методики:
собственного типа восптиятия.
«Бабочки»
Практическая
работа:определение
Тема 17. «Пирамида потребностей Маслоу».
История создания данной психологической типологии.
Понятие «потребность».
Воспитывать интерес к социальной деятельности.
Практическая работа: создание собственной пирамиды потребностей.
Тема 18. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и
зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Обогащать словарь психологическими терминами.
Релаксирующие упражнения: «листопад», упражнение – игра ««Мы листики
осенние…»
Тема 19.Эмоции и чувства, их функции в процессе общения. Основные формы
эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые
состояния).
Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика
«Незаконченные предложения».
Диагностические процедуры: «Сложные ассоциации».
Практическая работа: создание эскиза «Мои эмоции».
Тема 20 Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и
зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Закреплять умение принимать решения.
Психогимнастика:«Мы листики на ветру…».
Тема 21.«Я сам».
Актуализация осознанного самостоятельного выбора.
Формирование информационного пространства.
Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков
целеполагания и планирования.
Тема 22.Этапы формирования социально-значимой личности. Практическая
работа: упражнение «Лестница успеха».
Тема 23. Темперамент .
Формирование представлений учащихся о типах и особенностях темперамента.
Развивающие процедуры: круглый стол – обсуждение соответствия личностных
представлений с типами темперамента.
Тема
24.Обмен
информацией
в
художественный лекторий «конфликты»
коммуникативном
процессеКультурно-
Практическая работа: ситуации конфликта.
Тема 25. Уклонение или Избегание.
Закреплять знания о стилях поведения в конфликте .
Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть ситуацию.
Практическая работа: Освоить поведение «объекта» в конфликте.
Тема 26. Приспособление.
Закреплять знания о стилях поведения в конфликте .
Продолжать эмпатийное сопровождение.
Тема 27. Конкуренция или Соперничество.
Закреплять знания о стилях поведения в конфликте .
Компромисс.
Закреплять знания о стилях поведения в конфликте .
Практическая работа: использование всех типов поведения в конфликте.
Круглый стол: дискуссия по результатам выполненных заданий. Закреплять навык
использования ПЛП.
Практическая работа: тренинг с использованием всех изученных методик ПЛП.
выложить краски на палитру и смешать их. Освоить закрашивание одного «объекта».
Тема 28. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на других .
Познакомить учащихся с новой психологической техникой.
Обогащать словарь.
Пресуппозиция: Люди сами творят свои переживания.
Формирование представлений учащихся об основных принципах
работы.
Подстройка
Установка раппорта с помощью подстройки
Пресуппозиция: Смысл общения - в реакции собеседника.
Тема29. Меняя свой мир .
Субмодальности и смысл переживаний
Изменение переживаний и поведения
Пресуппозиция: Разум и тело - взаимодополняющие одной системы
Сила неопределенности
Принципы языка Милтона
Раппорт и утилизация
Применение милтоновских структур
Пресуппозиция: Каждый действует по-своему безупречно.
Власть языка
Язык как средство достижения желаемого
"А-Прим"
Иерархия идей
От слов к результатам
Пресуппозиция: Каждый выбирает лучшее из того, что ему доступно.
Тема 30. Как видит мозг!
психологической
Надежный "автопилот"
Системы представления
Определение предпочитаемых форм восприятия
Движения глаз
Синестезия
Пресуппозиция: За каждым поступком - благие побуждения.
Тема 31. Методы межличностного общения.
Тема 32. Понимание в процессе общения.
Нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Тема 33. Невербальное общение.
Тема 34. Искусство общения – тренинг-игра.
Формы и средства контроля:
Модуль 1: -отчет по отработанному конфликтному случаю с использованием
восстановительных технологий; -супервизия
Модуль 2: -отработка обратной связи после каждого мероприятия (дискуссия, анкета)
Модуль 3: -защита проекта
Планируемые результаты: В результате изучения курса обучающийся должен Знать: понятийный аппарат, принятый в конфликтологии; -понимать механизм возникновения
эмоций человека; -приемы активного слушания; -основные понятия медиации,
восстановительного подхода в медиации; -алгоритм проведения восстановительной
процедуры; -принципы развития школьных служб примирения. Уметь: -определять стили
разрешения конфликта; -владеть техникой управления эмоциональным состоянием
собеседника; -проводить программы примирения; -участвовать в работе школьной
службы примирения. Предполагаемый личностный результат: -аргументировать и
представлять свою точку зрения; -вести дискуссию; -участвовать в социально-значимой
деятельности; -строить конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; участвовать в школьном самоуправлении; -приобрести навыки бесконфликтного
взаимодействия. Формы и методы работы: Изучение данного курса ведется с
использованием разнообразных методов и приемов: -практические (тестирование,
анкетирование) и тренинговые задания; -ролевая игра; -разбор сложных ситуаций
(групповая дискуссия); тематический рисунок; -проектирование; -обратная связь; -
кинотренинг; -лекция -диспут; -мозговой штурм Данный курс готовит обучающихся к
участию в переговорах в роли посредников, помогающих сторонам прийти к согласию и
сохранить, или восстановить добрые отношения. В доступной форме обучающиеся
знакомятся с основами конфликтологии, с правилами ведения переговоров, приемами
восстановительного способа реагирования на конфликт, новыми коммуникативными
навыками.
Распределение часов по темам:
Урок
Количество
часов
Название / тема
№ п\п
Введение. Модуль 1 Медиация –
технология разрешения конфликта
1.
Теория
Практические
работы
5
4
0
5
9
2.
Модуль
2
средствами
среды.
10
10
3.
Модуль 3Внутренний мир человека
и
возможности
его
20
психологического познания
34
15
19
ИТОГО
Взаимодействие
социокультурной
5
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема занятия
Введение
Общение. Структура и средства общения.
Эмоции и чувства.
Что такое конфликт?
Механизмы межличностного восприятия. Барьеры в
общении.
Понятие медиации. История. Что такое
восстановительная культура отношений в конфликте
Функции медиатора.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Школьная служба медиации. Задачи. Назначение.
Возможности реализации практической работы
службы.
Бизнес-игра «Новое начало «Дипломат»
10
Бизнес-игра «Новое начало «Дипломат»
1
11
12
13
Игра «Лидер»
Кинотренинг - «терапия искусством».
Тайм-менеджмент Формирование целей,
собственной реализации
Исторические и культурные аспекты
психологии, как науки.
Аудиал, визуал, кинестетик
«Пирамида потребностей Маслоу»
Специфика волевого поведения в отличие от
импульсивного и зависимого. Условия развития
воли. Роль воли в процессе принятия решений.
Эмоции и чувства, их функции в процессе
1
1
1
8
14
15
16
17
19
общения.
Основные
формы
1
1
1
1
1
1
эмоциональных
переживаний (настроения, аффекты, фрустрация,
стрессовые состояния).
20
Специфика волевого поведения в отличие от 1
импульсивного и зависимого. Условия развития
воли.
Роль воли в процессе принятия
решений.
«Я сам»
Этапы формирования социально-значимой
личности. Практическая работа: упражнение
«Лестница успеха».
Темперамент .
1
1
1
25
Обмен информацией в коммуникативном
процессе
Уклонение или Избегание.
26
Приспособление.
1
21
22
23
24
1
1
27
Конкуренция или Соперничество.
28
Как завоевывать друзей и оказывать влияние на 1
других .
29
Меняя свой мир .
1
30
Как видит мозг!
1
31
Методы межличностного общения.
1
32
Понимание в процессе общения.
1
33
Нерефлексивное и рефлексивное слушание
Невербальное общение.
1
34
Искусство общения – тренинг-игра.
1
1