РП по читательской грамотности 4 класс

Пояснительная записка
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество
чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких
средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс
детского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся
обществе приводит к снижению читательской, информационной, общекультурной
компетентности подрастающего поколения.Целью образования становится в современной
школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром,
к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования
является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне
ключевых компетентностей занимает читательская компетентность или иными словами
читательская грамотность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение
целого ряда характеристик чтения у детейи подростков, снижение их уровня грамотности.
Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой
реальнуюоснову. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как
предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Современному школьнику
необходимо не только быстро читать и понимать содержание прочитанного , но и уметь
нужную информацию в тексте, выделять его основную идею, формировать выводы на
основании прочитанного, определять точку зрения автора, то есть так овладеть чтением ,
чтобы оно стало средством дальнейшего обучения.
Программа «Читательская грамотность», имеет практическую значимость. В
современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять
способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и
формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из
разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию
и делать собственный вывод.
Рабочая программа внеурочной деятельности«Читательская грамотность» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых
установок начального общего образования: становление основ гражданской идентичности
и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Вид программы –модифицированная.
Цель и задачи программы
Цель:
- общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии
продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в
процессе чтения.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивногочтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг.
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного.

Развивающие:
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.
Воспитательные:
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Особенности возрастной группы детей
Возраст детей посещающих данный курс 9 – 11 лет.Подвижность, любознательность,
конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем
неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все
характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями
и оценками самих детей.Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет
очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции сего
телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.Ребенок
может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не
прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Наши слова
ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»Ребенок хорошо запоминает
факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко
запоминает слова, чем мысли.Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано,
значимо.Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность
оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет
оценка взрослого.Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую
реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.Ребенок
нуждается в любви и опеке.Старается помочь маме по дому и учителям.Дети этого
возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности
и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные
неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.
Набор детей – свободный.
Режим занятий
Занятия проводятся после уроков по основному расписанию два раза в неделю, учебных
недель 35, поэтому программа рассчитана на 35 занятий.
Аудиторных – 34 занятий.
Внеаудиторных –1 занятие.
Результаты освоения курса
Первый уровень результатов предполагает приобретение школьниками знаний:
- об экологии, о животных и растениях;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения с животными;
2

- об основах отношения к животным и растениям;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективнойтворческой
деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- о правилах проведения исследования.
Второй уровень результатов предполагает:
- детиулучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе;
- будут стремиться охранять природу, не загрязнять леса, парки, природные объекты;
- стараться улучшать экологию родного края;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
- формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует
собственную.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Система отслеживания и оценивания результатов
Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступают:
- обзор – беседа;
- пятиминутки чтения;
3

- выполнение заданий межпредметного характера;
- выполнение творческих заданий по тексту;
- комплексная работа над текстом;
- чтение с заданием;
- анализ текста;
- чтение по памятке;
- чтение с применением стратегий критического мышления и т.д.
Содержание курса
Введение. (2 часа).
Вводное занятие. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание,
предложение.
Раздел I.Работа с текстом.(20 часов).
Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т.
Нуждиной), «Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков. Работа с
текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? "Маленький принц" Антуан
Де Сент-Экзюпери, "Жаркий час" М. Пришвин. Типы текстов: текст описание. «Осень» И.
Бунин, «Cказка о жабе и розе» В. Гаршин
Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов., «Неслышимка» по В.
Бианки.Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин, «Арбат» (Азбука
московская для детей и родителей). Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П.
Чехов, «Бедный принц» , А. Куприн «Стёклышко» ,Н. Абрамцева.
Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит»,игра «День рождение»,
игра «Магазин», игра «Билет в цирк».
Раздел II.Работа с эталонными заданиями.(13 часов)
Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.
Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская
железная дорога». Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем
задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Антарктида».
Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.
Работа с эталонным заданием. «Тунгусский « Метеорит». Читаем текст, выполняем
задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Работа с эталонным заданием. «Киберспорт».
Читаем текст, выполняем задания.Проверяем себя. Учимся оценивать.Итоговое занятие.
Квест «Читательская грамотность».
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.

Тема занятия

Вводное занятие. Знакомство с
учебником.Экскурсия в
библиотеку.

Форма проведения
занятия

Дата
проведения

Корректировка

Введение (2 часа ).
Беседа. Игровая
программа.
4

2.

3.

4

5

6.

7.

8

9.
10

11

12.
13

14
15
16
17
18.
19
20
21.

Наша речь и наш язык. Слово,
словосочетание, предложение.

Беседа, конкурс.

Раздел I(20 часов).
Определение основной темы и Работа с книгой.
главной мысли в произведении. Рассуждение.
«Зонтик» (по Т. Нуждиной)
Определение авторской позиции в Работа с книгой.
художественном тексте. «Емеля Рассказ.
охотник» Д. Мамин – Сибиряк.
Сопоставление содержания
Работа с книгой.
текстов разговорного стиля.
Рассуждение.
Личная ситуация в текстах.
«Серьёзная птица» Н. Сладков
Работа с текстом: как выделить
Работа с книгой.
главную мысль текста или его
Рассуждение.
частей?"Маленький принц"Антуан
Де Сент-Экзюпери
Работа с текстом: как выделить
Работа с книгой.
главную мысль текста или его
Рассказ.
частей?"Жаркий час" М. Пришвин
Типы текстов: текстописание.
Беседа, дискуссия в
«Осень» И. Бунин.
формате свободного
обмена мнениями.
Типы текстов: текст описание.
Работа с книгой.
«Cказка о жабе и розе» В. Гаршин Рассуждение.
Типы текстов: текст
Беседа, дискуссия в
повествование. «Первый шаг» И.
формате свободного
Полуянов.
обмена мнениями.
Типы текстов: текст
Беседа, дискуссия в
повествование.«Неслышимка» по формате свободного
В. Бианки.
обмена мнениями.
Типы текстов: текстрассуждение.
Работа с книгой.
«Моя родина» М. Пришвин.
Рассуждение.
Типы текстов: текстрассуждение.
Работа с книгой.
«Арбат» (Азбука московская для
Рассказ.
детей и родителей)
Работа со сплошным текстом.
Работа с книгой.
«Каштанка» А. П. Чехов.
Рассуждение.
Работа со сплошным текстом. «На Работа с книгой.
рыбалке» Г. Скребицкий.
Рассуждение.
Работа со сплошным текстом.
Работа с книгой.
«Каштанка» А. П. Чехов.
Рассуждение.
Работа со сплошным текстом.
Работа с книгой.
«Бедный принц» А. Куприн
Рассуждение.
Работа со сплошным текстом.
Работа с книгой.
«Стёклышко» Н. Абрамцева.
Рассказ.
Работа с несплошным текстом.
Беседа, дискуссия,
Игра «Праздник к нам приходит». игра.
Работа с несплошным текстом.
Беседа, дискуссия,
Игра «День рождение».
игра.
Работа с несплошным текстом.
Беседа, дискуссия,
5

22

23

24

25

26.

27

28.

29.

30

31

32

33

34

35

Игра «Магазин».
игра.
Работа с несплошным текстом.
Беседа, дискуссия,
Игра «Билет в цирк».
игра.
Раздел II (13 часов)
Работа с эталонным заданием.
Работа с книгой.
«Сизиф». Читаем текст,
Рассуждение.
выполняем задания.
Работа с эталонным заданием.
Беседа, дискуссия в
«Сизиф». Проверяем себя. Учимся формате свободного
оценивать.
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием.
Работа с книгой.
«Кругобайкальская железная
Рассуждение.
дорога». Читаем текст, выполняем
задания.
Работа с эталонным заданием.
Беседа, дискуссия в
«Кругобайкальская железная
формате свободного
дорога». Проверяем себя. Учимся обмена мнениями.
оценивать.
Работа с эталонным заданием.
Работа с книгой.
«Дневники против ночников».
Рассуждение.
Читаем текст, выполняем задания.
Работа с эталонным заданием.
Беседа, дискуссия в
«Дневники против ночников».
формате свободного
Проверяем себя. Учимся
обмена мнениями.
оценивать.
Работа с эталонным заданием.
Работа с книгой.
«Антарктида». Читаем текст,
Рассуждение.
выполняем задания.
Работа с эталонным заданием.
Беседа, дискуссия в
«Антарктида». Проверяем себя.
формате свободного
Учимся оценивать.
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием.
Беседа, дискуссия в
«Тунгусский « Метеорит». Читаем формате свободного
текст, выполняем задания.
обмена мнениями.
Работа с эталонным заданием.
Беседа, дискуссия в
«Тунгусский « Метеорит».
формате свободного
Проверяем себя. Учимся
обмена мнениями.
оценивать.
Работа с эталонным заданием.
анализ текста
«Киберспорт». Читаем текст,
выполняем задания.
Работа с эталонным заданием.
Беседа, дискуссия в
«Киберспорт». Проверяем себя.
формате свободного
Учимся оценивать.
обмена мнениями.
Итоговое занятие. Квест
Беседа, дискуссия в
«Читательская грамотность».
формате свободного
обмена мнениями.

6

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 4 класс. ФГОС. О. Б.
Панкова – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».