Общие сведения
Рабочая программа по элективному курсу «Основы логики и алгоритмики»
составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.
№ 286)
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ
3. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций.
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении
Целевой модели цифровой образовательной среды»;
6. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы логики и
алгоритмики» (для 1–4 классов образовательных организаций). (Одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол
5/22 от 25.08.2022 г).
7. Учебного плана МОУ СОШ № 62 на 2023-2024 учебный год;
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной
деятельности «Основы логики и алгоритмики».
Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются:
развитие алгоритмического и критического мышлений;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе
средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать её результаты;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:
формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения;
формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач,
возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий;
формирование умений и навыков формализованного описания поставленных задач;
формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и умения
применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
формирование умений и навыков составления простых программ по построенному
алгоритму на языке программирования Scratch;
формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения
практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные результаты в практической деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет
реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел
«Информационно-коммуникативные
технологии»),
«Математика»
(раздел
«Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной
жизни»).
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся.
Место в учебном плане
Программа курса составлена из расчёта 135 учебных часов — по 1 часу в неделю. В
1 классе — 33 часа, во 2—4 классах — по 34 часа.
Срок реализации программы — 4 года.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть
использовано участниками образовательного процесса в целях формирования
вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные
часы входят некоторые часы на повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые
презентации продуктов проектной деятельности. При этом обязательная часть курса,
установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение,
должны быть сохранены полностью.
Содержание курса
2 класс
1. Цифровая грамотность
Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер,
наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок. Программное
обеспечение. Меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами. Файлы и папки.
2. Теоретические основы информатики
Информатика и информация. Понятие «информация». Восприятие информации.
Органы восприятия информации. Виды информации по способу восприятия. Носитель
информации. Хранение, передача и обработка как информационные процессы. Способы
организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление
информации. Виды информации по способу представления. Введение в логику. Объект,
имя объектов, свойства объектов. Высказывания. Истинность простых высказываний.
Высказывания с отрицанием.
3. Алгоритмы и программирование
Определение алгоритма. Команда, программа, исполнитель. Свойства алгоритма.
Линейные алгоритмы. Работа в среде формального исполнителя. Поиск оптимального
пути.
4. Информационные технологии
Стандартный текстовый редактор. Набор текста. Создание и сохранение текстового
документа. Клавиши редактирования текста. Редактирование текста. Стандартный
графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Основные
инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик,
подпись, кисти.
Формы организации занятий и виды деятельности
Форма организации: курс проводится в классе с использованием фронтальной,
групповой, парной и индивидуальной работы.
Некоторые занятия могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном
классе (это позволит использовать компьютер при оформлении некоторых результатов
выполнения заданий).
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы
следующие результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в
части:
Гражданско-патриотического воспитания:
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности.
Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том
числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
проявление бережного отношения к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия:
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое,
причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- оценивать свой вклад в общий результат.
Универсальные регулятивные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
2 класс
К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится:
1. Цифровая грамотность:
различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура,
мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок;
- иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное
обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами;
- иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и
«папка»).
2. Теоретические основы информатики:
- правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;
- различать органы восприятия информации;
- различать виды информации по способу восприятия;
- использовать понятие «носитель информации»;
- уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и
обработка;
- уметь работать с различными способами организации информации: таблицы,
схемы, столбчатые диаграммы;
- знать виды информации по способу представления;
- уметь оперировать логическими понятиями;
- оперировать понятием «объект»;
- определять объект по свойствам;
- определять истинность простых высказываний;
- строить простые высказывания с отрицанием.
3. Алгоритмы и программирование:
- определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
- использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;
- составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;
- осуществлять работу в среде формального исполнителя.
4. Информационные технологии:
- создавать текстовый документ различными способами;
- набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового
редактора;
- знать клавиши редактирования текста;
- создавать графический файл средствами стандартного графического редактора;
- уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического
редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти.
Содержание программы
№
занятия
Блок (раздел)
1-5
6-7
8-10
11-14
15-16
17-19
20-24
25-28
29-34
Теория информации (5 ч)
Устройство компьютера (5 ч)
№
Текстовый редактор (4 ч)
Алгоритмы и логика (5 ч)
Графический редактор (5 ч)
Систематизация знаний (4 ч)
Резерв (6 ч)
Календарно-тематическое планирование для 2 класса
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
1
2
Информация и информационные процессы
Информация и информационные процессы
1
1
3
4
5
6
Информация и информационные процессы
Информация и информационные процессы
Информация и информационные процессы
Компьютер - универсальное устройство
обработки данных
Компьютер - универсальное устройство
обработки данных
Программы и данные
Программы и данные
Программы и данные
Текстовые документы
Текстовые документы
Текстовые документы
Текстовые документы
Элементы математической
логики
Элементы математической
логики
Исполнители и алгоритмы.
Алгоритмические конструкции
Исполнители и алгоритмы.
Алгоритмические конструкции
Исполнители и алгоритмы.
Алгоритмические конструкции
1
1
1
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Компьютерная графика
Компьютерная графика
Компьютерная графика
Компьютерная графика
Компьютерная графика
Систематизация знаний
Систематизация знаний
Систематизация знаний
Систематизация знаний
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение(Резерв)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1