Общие сведения
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373(с изменениями: приказы
МинобрнаукиРФ от 26.10.2010 1241; от 22.09.2011 № 2357; от 18.12.2012 №1060;от
29.12.2014 № 1643; от 18.05.2015 № 507; от 31.12.2015 № 1576 ;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС общего образования»
Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников
Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»;
Учебного плана МОУ СОШ № 62 на 2023-2024 учебный год.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» в 1классе
отводится 33 часа, во 2-ом – 4-ом классах -34 часа (по 1 занятию в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и
проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
1.
2.
3.
4.
5.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике,
который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще
всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на
данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые
будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора
проекта.
Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и
любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт
работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать
проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Круг твоих интересов. Хобби. Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента о увлечениях.
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.
Проблема. Решение задачи. Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация
и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Выбор
темы твоего исследования.
Предположение. Гипотеза. Решение задач. Понятия «формулировка» «сбор»,
«информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы.
Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации Карта и эмблема проекта.
План работы над проектом. Этапы работы над проектом. Общая цель и личная цель (цели) в
работе над проектом. Составление общего и личного планов работы над проектом.
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта, подготовка к
защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией. Требования к паспорту
проекта. Толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы
над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование, толкование новых
понятий. Нахождение важных, существенных признаков в любом начинании, в любом
процессе. Составление вопросов для анкет. Памятки. Составление памяток по теме проекта.
Запоминание толкование новых понятий.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими
схемами, планами под руководством учителя. Устные и письменные сообщения.
Практическая работа. Создание мини-постера. Создавать постер со ссылками и
иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать
устные и письменные сообщения.
Продукт проекта. Создание собственных творческих замыслов, воплощение их в
творческом продукте. Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта
проекта под руководством учителя.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков,
фигур, диаграмм. Программы МРР. Анимация. Настройка анимации. Требования к
составлению компьютерной презентации. Программа МРР-MicrosoftPowerPoint Дизайн.
Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами
«Обрезка» и «Границы рисунка». Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Изучение
и осваивание возможности программы MicrosoftPowerPoint. Требования к компьютерной
презентации. Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой
МРР.
Знакомство с понятием «презентация проекта». Индивидуальная помощь детям по
созданию презентации на бумаге. Подготовка проектной документации к выступлению на
конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Тесты. Тестирование. Самоанализ.
Рефлексия.
Твои впечатления от работы над проектом. Составление устных рекомендательных писем
будущим проектантам. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто
окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето от Мудрого дельфина .
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей.
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными
знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических
кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от
класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение
творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа
выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской
деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка
успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач
проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ
и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и
он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов
собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность
портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному
раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего
творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и
демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В
ней ребенку предлагается оценить свой проект.
Формы занятий.
1. Игра.
2. Беседа.
3. Экскурсия.
4. Бенефис.
5. Наблюдение.
6. Практическое занятие.
7. Размышление
8. Творческий отчет.
9. Эксперимент.
10.Беда эвристическая.
11.Круиз.
12.Мозговой штурм.
Календарно -тематическое планирование для 1 класса
№
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
1 четверть (8 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
№
Кто я? Моя семья.
Чем я люблю заниматься Хобби.
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы твоего
проекта.
Как собирать материал. Твои помощники. Этап
Повторение. Давай вспомним.
Проблема.
Проблема. Решение проблемы.
Гипотеза. Предположение. Играем в предположения.
2 четверть (8 часов)
Цель проекта.
Задача проекта.
Выбор нужной информации.
Интересные люди- твои помощники.
Продукт проекта.
Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет»,
«поделка»
Повторение пройденных проектных понятий.
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
3 четверть (9 часов)
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
1
Выступление перед знакомой аудиторией.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по
теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
1
4 четверть (8часов)
Повторение. Давай вспомним.
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
Играем в ученых. Поилка для цветов.
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос.
Это интересно.
Тест «Чему я научился?»
Памятка для учащегося-проектанта.
Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание
будущим проектанта. Твои советы им.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Всего:
1
1
1
1
1
Календарно -тематическое планирование для 2 класса
Тема занятия
1 четверть (8 часов)
2
1
1
1
1
33
Кол-во
часов
1
1
20
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё
знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со
словарями.
Выбор помощников в работе над проектом.
Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием
«этап».
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием
«актуальность».
Проблема. Решение проблемы.
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с
понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».
2 четверть (8 часов)
Цель проекта
Задачи проекта
Сбор информации для проекта
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
Обработка информации. Отбор значимой информации.
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями
«макет», «поделка»
Играем в ученых. Это интересно
Тест «Чему ты научился?»
3 четверть (10часов)
Отбор информации для семиминутного выступления.
(Мини-сообщение)
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с
понятием «презентация».
Презентация.
Знаком ли ты с компьютером? Программа MPPMicrosoftPowerPoint
Значимость компьютера в создании проектов.
Первые шаги составления презентации на компьютере.
21
Совмещение текста выступления с показом презентации.
1
22
Пробное выступление перед знакомой и незнакомой
аудиторией
Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по
теме проекта
Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»
Изготовление визитки. Правильное составление титульного
листа визитки
Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»
4 четверть (8 часов)
Играем в ученых. Это интересно
Различные конкурсы проектно-исследовательской
деятельности
Памятка жюри конкурсов
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
23
24
25
26
27
28
29
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
34
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед
незнакомой аудиторией
Играем в ученых. Это интересно
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим
проектам. Пожелание будущим проектантам
Советы на лето от Мудрого Дельфина
Всего:
1
1
1
1
34
Календарно -тематическое планирование для 3 класса
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1 четверть (8 часов)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы
работы над проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для
проекта. Проблема. Решение проблемы
Выбор темы твоего исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта
проекта
Требования к составлению анкет для проекта.
Анкетирование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
.
1
1
1
2
2
Постер. Требования к созданию постера. Условия
размещения материала на постере
2 четверть (8 часов)
Практическая работа. Создание мини-постера.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
1
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
3
Закрепление полученных умений, навыков в работе с
программой МРР. Творческая работа. Создание
журнала
четверть (10часов)
Программа МРР. Дизайн. Нахождение ошибок в
готовой презентации и исправление их. Работа с
командами «обрезка» и «границы рисунка»
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями на
слайдах.
Требования к компьютерной презентации PowerPoint
1
Закрепление полученных умений, навыков в работе с
программой МРР. Изучение и осваивание
возможностей программы МРР
Практическое занятие. Составление первой
презентации по заданному тексту.
четверть (8 часов)
Составление первой презентации по заданному тексту.
Подготовка проектной документации к выступлению
на конкурсе. Обработка информации. Интервью.
Визитка
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Твои впечатления от работы над проектом
Пожелания будущим проектантам
Страницы благодарности тем, кто окружал и
поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта
– учитель, консультанты – родители; помощникидрузья)
2
1
3
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
34
№
Советы на лето от Мудрого дельфина.
Всего:
1
34
Календарно -тематическое планирование для 4 класса
Тема занятия
Кол-во
часов
1 четверть (8 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Твои новые интересы и увлечения.
Виды проектов.
Исследовательски-творческий проект
Творческий проект
Ролево-игровой проект
1
1
1
1
2
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и 2
последующей ее проверкой
2 четверть (8 часов)
Информационно-исследовательский проект
2
Практико-ориентированный проект
Практико-ориентированный проект
Монопредметный проект
1
1
2
Межпредметный проект
Виды презентационных проектов
3 четверть (10часов)
Вид презентации проекта, как отчет участников
исследовательской экспедиции
Вид презентации проекта, в рамках научной
конференции
Правильная подготовка презентации к проекту
Работа с памяткой при подготовке публичного
выступления
Работа с памяткой по составлению списка
использованной литературы во время работы над
проектом
Типичные ошибки проектантов
Критерии итогового оценивания проектной
деятельности учащихся
Программа МРР. Формирование умения работы с
диаграммой.
Программа МРР. Формирование умения работы с
таблицей.
4 четверть (8 часов)
Практическая работа
Тестирование. Самоанализ
Использование ресурсов Интернета при подготовке к
презентации
Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование
навыков работы с текстом и по настройке полей и
абзацев.
Твои впечатления от работы над проектом.
Пожелания будущим проектантам.
Страница благодарности тем, кто окружал и
поддерживал тебя в этом году.
Советы мудрого Дельфина на лето.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего:
34