числа членов комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и
предоставляемых на них услуг ОУ согласно Положения «О комиссии по проведению
обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг в МОУ СОШ
№ 62.
1.7. Для учета работы по инструктажу и обучению сотрудников по вопросам
доступности объектов и услуг ОУ ведется «Журнал учета проведения инструктажа сотрудников по вопросам доступности» (далее - Журнал).
1.8. Допуск к работе вновь принятых работников ОУ осуществляется после
прохождения инструктажа и обучения по вопросам доступности объектов и услуг ОУ.
2. Общие правила этикета при общении с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с OB3 к услугам ОУ к объектам,
на которых они предоставляется, сотрудникам необходимо соблюдать следующие
общие правила этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от
конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с OB3 обращаться следует непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При
знакомстве с инвалидом или лицом с OB3 рекомендуется пожать ему руку, расположить к себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и
других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к
кому в данный момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с OB3 предлагается помощь, рекомендуется подождать, пока Сказанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае
положительного ответа спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с OB3 рекомендуется: к ребенку по имени,
взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с OB3, испытывающим трудности в
общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо самостоятельно закончит фрaзу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями располагаться следует на одном
зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с OB3 с гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо проявлять
внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом
рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произно-
сить окончания слов, предлоги и местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребенку - инвалиду, инвалиду или лицу с
OB3, где находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему быстрее
адаптироваться на объекте ОУ.
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении. Сотрудники обязаны
встретить, вежливо объяснить, где находиться нужный объект инвалиду, убедиться в
доступности прохода куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее местоположение без согласия инвалида или лица с OB3.
При открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или Коврам с длинным
ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу с OB3, пользующемуся
инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны помнить, что инвалидные
коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки могут
привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи. Сотрудники должны говорить с
данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять данное лицо и (или)
договаривать фpaзy за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник закончил
формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация
воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить
собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорить
разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее количество времени
для формирования высказывания. Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займёт больше времени. При возникновении проблем в устном общении
необходимо предложить использовать другой способ общения: взрослому, посетившему ОУ – написать, напечатать; ребенку - показать местами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения. В разговоре с данной
группой лиц необходимо использовать доступный язык выражаться точно и в рамках
темы разговора. Избегать словесных штампов и образных выражений, если только нет
полной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из того,
что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек. Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и
могут подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения. При общении с данной группой лиц
следует помнить, что нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых
людей всего около 10%, остальное имеют остаточное зрение, могут различать свет и
тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у
других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать
при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен
поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В
первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он следует,
нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа помочь ему.
Предлагая помощь, следует направлять лицо с нарушением зрения осторожно, не
сдавливая его руку. Сопровождал лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте ОУ без резких движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от помощи в сопровождении по объекту ОУ, при этом сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан подойти и
помочь лицу выбраться на нужный путь. Сотрудники обязаны поставить в известность
лицо с нарушением зрение о наличии на объекте ОУ информационных табличек,
изготовленных с использованием шрифта Брайля. Для ориентации лица с нарушением
зрения на объекте ОУ необходимо кратко описать местонахождение, характеризовать
расстояние до определенных предметов; своевременно предупредить о препятствиях:
ступеням, низких притолоках, трубах и т.п. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку данного лица на спинку стула или
подлокотник. При необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо
информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать необходимо
все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа - от заголовка
до конца, не пропускать редко употребляемые или международные слова. При чтении
какого-либо документа лицу с нарушением зрения рекомендуется для убедительности
дать ему документ в руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке прочитать документ вслух данному лицу, при
необходимости для полного восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха. При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением слуха. Данные критерии в
обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и
учитывать при общении. В процессе диалога с лицом с нарушением слуха следует
смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его руками, волосами
или какими-то предметами. Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность
следить за выражением лица собеседника. Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. При общении говорить следует максимально четко, артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить окончания слов, предлоги и
местоимения, так как данная группа лиц испытывает значительные затруднения в вос-
приятии отдельных звуков. В диалоге использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при необходимости перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов, если собеседник не понял информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется для
восприятия лицом с нарушением слуха написать ее, или донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. При работе с данной группой лиц возможно
использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения для пояснения смысла
сказанного. Если общение происходит через сурдопереводчика, необходимо помните,
что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.