РП доп.обр. Баскетбол на 2023-2024 гг

I. Пояснительная записка
Данная образовательная программа составлена на основе примерной
программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Ю.М.Портнов,
В.Г.Баширова и др. – М.: Советский спорт, 2004 г.)
Баскетбол является одной из наиболее распространённых на сегодняшний день
игр с мячом. Школа отечественного баскетбола имеет богатую историю и
замечательные традиции. Баскетбол – это прекрасное средство для физического
развития любого человека, независимо от возраста. Он дает возможность раскрыться
индивидуальным особенностям личности, благоприятно воздействуя на развитие
таких двигательных качеств, как быстрота, сила, выносливость.
Целью данной программы является разносторонняя физическая подготовка и
знакомство с основами техники баскетбола.
На спортивно-оздоровительном этапе подготовки юных баскетболистов
основные задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса следующие:
▪
привлечение максимально возможного количества детей и подростков к
систематическим занятиям физической культурой и выбранным видом спорта –
баскетболом;
▪
утверждение здорового образа жизни;
▪
всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма;
▪
овладение основами баскетбола;
▪
отбор способных к занятиям баскетболом детей.
Данная рабочая программа рассчитана на 153 часов в год (4,5 часа в неделю) на
один год обучения. Учебно-тренировочные занятия проводятся 2 раза в неделю.
Данная спортивно-оздоровительная группа по баскетболу комплектуется из
всех желающих заниматься этим видом спорта учащихся данной образовательной
школы, имеющих разрешение врача. Возраст учащихся преимущественно 11-17 лет,
так как группа комплектуется на базе только одной общеобразовательной школы.
На спортивно-оздоровительном этапе подготовки юных баскетболистов
осуществляется
физкультурно-оздоровительная
работа,
направленная
на
разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами техники
баскетбола.
Основные принципы работы тренера-преподавателя на этом этапе подготовки
юных баскетболистов следующие:
•
Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь содержания
соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса
(физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки,
воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и
медицинского контроля).
•
Преемственность - определяет последовательность изложения
программного материала по этапам обучения.

2

•
Вариативность - предусматривает включение в тренировочный план
разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения
одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Продолжительность учебно-тренировочных занятий в течение учебного года
следующая:
•
при нагрузке 4,5 часа в неделю (153 часа в год) – 2 раза в неделю по 2
часа во вторник и 2,5 часа в четверг;
На конец учебного года основными показателями выполнения требований
программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:
•
стабильность состава обучающихся, посещаемость ими учебнотренировочных занятий;
•
стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся;
Тренер должен регулярно следить за успеваемостью своих воспитанников в
общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителямипредметниками и классными руководителями.
По окончании годичного цикла подготовки обучающиеся должны выполнить
разработанные и утвержденные на тренерском совете нормативные требования
физической подготовленности.

3

II. Годовой план учебно-тренировочных занятий
для спортивно-оздоровительной группы по баскетболу
(4,5 часа в неделю)
№
п/п

Содержание занятий

Объем
работы
(ч)

I. Теоретическая подготовка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Физическая культура и спорт в России
История развития мирового и отечественного баскетбола
Техника безопасного поведения в спортивном зале
Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Самоконтроль
Правила по баскетболу и мини-баскетболу
Основы техники игры
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви
Итого часов:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

II. Практическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Игровая подготовка
Прием контрольных нормативов
Участие в соревнованиях
Итого часов:
Всего за учебный год:

1
1
1
1
1
1
1
1
8
46
22
24
14
20
2
Согласно
календарю
соревнований
128
153

Примечание: в разделе «Участие в соревнованиях» включатся не только соревнования по
баскетболу и мини-баскетболу, но и соревнования по различным видам спорта, включенные в
программу районной спартакиады обучающихся общеобразовательных школ.

4

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.1. Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть
общей культуры. Значение двигательной активности в укреплении здоровья,
физического развития и подготовленности, в воспитании подрастающего поколения.
1.2. История развития мирового и отечественного баскетбола
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения
баскетболистов России на мировой арене. Олимпийская история мирового и
отечественного баскетбола.
1.3. Сведения о строении и функциях организма
Костная и мышечная системы. Сердечно – сосудистые и дыхательные системы.
Нервные системы. Органы пищеварения и выделения. Взаимодействие органов и
систем.
1.4. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Самоконтроль.
Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную,
дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Понятие об
утомлении и переутомлении. Значение и организация самоконтроля на
тренировочном занятии и дома.
1.5. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика.
Закаливание организма спортсмена.
Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и
соревнованиям, предупреждение травм при физкультурно-спортивных занятиях,
доврачебная помощь пострадавшим.
1.6. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви
Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и обуви,
местам занятий и оборудованию. Гигиена тренировочного процесса.
1.7. Спортивные соревнования, их организация и проведение.
Правила соревнований по баскетболу и мини-баскетболу. Положение о
проведении соревнований по баскетболу на первенство ДЮСШ, района, области.
Сведения о спортивных званиях и разрядах.
1.8. Основы техники игры и тактическая подготовка
Понятие о спортивной технике, о тактике. Взаимосвязь техники и тактики.
Тактика нападения и тактика защиты.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и
командах. Шеренга, интервал, дистанция, фланг, колонна: направляющий,
замыкающий; строевая стойка: основная стойка; команды «Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!», «Поворот направо (налево)!»; передвижения: «обход», «змейка», «круг».
Сомкнутый и разомкнутый строй. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по
одному, по два.
5

Общеразвивающие упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого
пояса. Упражнения без предметов, индивидуальные и в парах. Упражнения с
набивными мячами (до 1 кг): поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки
на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля мяча. Переноска
набивного мяча (до 2 кг). Упражнения с гимнастическими палками, гантелями (до 2
кг). Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов
индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами (до 1 кг) и гантелями
(до 2 кг).
Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения для стопы, передней, задней и
внутренней поверхности ног, мышц спины, живота, косых мышц туловища.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными
мячами (до 1кг) и гантелями (до 2 кг). Упражнения со скакалкой. Различные
прыжковые упражнения и многоскоки.
Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Группировки в
приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад),
из исходного положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в
сторону из положения лежа и упора стоя на коленях.
Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок назад из упора
присев и из основной стойки. Подготовительные упражнения для выполнения моста.
Мост с помощью партнера. Акробатические композиции.
Упражнения на развитие гибкости. Общеразвивающие упражнения с
увеличением амплитуды движений. Упражнения с помощью партнера (пассивные
наклоны; отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с
гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты
туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, за
спину); перешагивание и перепрыгивание, круги. Упражнения на гимнастической
стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения на развитие общей и скоростной выносливости. Б е г. Бег с
ускорением до 30-40 м. Низкий старт и стартовый разгон. Беговые серии по 20-30 м.
Бег 30-60 м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 60 м. Челночный бег 3*10
м, 6*10 м. Бег в чередовании с ходьбой до 800 м. Кросс до 2000 м.
П р ы ж к и. Прыжки через планку с поворотом на 90 и 180 градусов с прямого
разбега. Прыжки в высоту способом «перешагивание». Прыжки в длину с места,
тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину способом согнув ноги.
М е т а н и е. Метание малого мяча с места и с разбега на дальность. Метание
мяча в цель с 5, 10 м. Метание мяча в стену на дальность отскока.
Спортивные игры. Гандбол, футбол, волейбол, бадминтон, пио-нербол.
Начальные навыки в технике спортивных игр. Игры проводятся по упрощенным
правилам.
Подвижные игры. Подвижные игры, направленные на развитие ловкости,
быстроты, выносливости – «Гонки мячей», «Салки с мячом», «Метко в цель»,
«Подвижная цель», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через
черту», «Вызывай смену», «Ловцы», «Борьба за мяч». Эстафеты с элементами
баскетбола.
Основы техники и тактики игры
6

Техника – основа спортивного мастерства. Классификация техники и тактики
игры. Целесообразность применения отдельных технических приёмов в конкретной
игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение
защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.
Техника нападения. Техника передвижения. Стойка баскетболиста. Ходьба,
бег. Передвижение приставными шагами (лицом вперёд, вправо, влево). Остановки
(прыжком). Повороты на месте (вперёд, назад).
Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками на уровне груди, двумя
руками высокого мяча, двумя руками низкого мяча.
Передача мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой от
плеча.
Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками сверху.
Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком.
Техника защиты. Техника передвижений. Стойка защитника с выставленной
вперёд ногой. Стойка со ступнями на одной линии.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: выход на свободное место с
целью атаки противника и получения мяча. Выход для отвлечения мяча.
Групповые действия: взаимодействие двух игроков – «передай мяч – выходи».
Командные действия: организация командных действий по принципу выхода
на свободное место.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места по отношению к
нападающему с мячом.
Групповые действия: взаимодействия двух игроков – подстраховка.
Командные действия: переключения от действий в нападении к действиям в
защите.
Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение
соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок в игре.

7

IV. Оборудование и инвентарь
№ п/н
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Наименования объектов и средств методического и Количество
материально-технического обеспечения
2
3
ФГОС основного общего образования по физической
1
культуре
Примерная программа по физической культуре основного
1
общего образования по физической культуре
Авторские рабочие программы по физической культуре
1
Учебник по физической культуре
д
Научно-популярная и художественная литература по
к
физической культуре, спорту. Олимпийскому движению
Методические издания по физической культуре для
к
учителей
Таблицы по стандартам физического развития и
к
физической подготовленности
Плакаты методические
к
Портреты
выдающихся
спортсменов,
деятелей
к
физической культуры и спорта, и Олимпийского
движения
Стенка гимнастическая
7
Скамейка гимнастическая жесткая
6
Маты гимнастические
5
Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг)
5
Мяч малый (теннисный)
5
Скакалка гимнастическая
10
Мяч малый (мягкий)
10
Палка гимнастическая
5
Обруч гимнастический
5
Фишки разметочные
10
Рулетка измерительная (10 м, 50 м)
1
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой
5
Мячи баскетбольные
10
Жилетки игровые с номерами
5
Дополнительный инвентарь
к
Спортивный зал игровой
1

К – комплект
Д – демонстрационный экземпляр

8

V. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков
в движениях и передвижениях человека;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов
спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня,
организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития
(длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при
объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований
техники безопасности к местам проведения;
9

• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с
заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного
действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельности;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными
способами, в различных условиях.
Мониторинг
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

Наименование
экспресс-теста

Бег 30 м
Бег 1000 м
Подтягивание
Отжимание в
упоре
Челночный бег
3х10м
Прыжок в длину с
места
Поднимание
туловища из и.п.
лёжа
Наклоны вперёд из
и.п. сидя

Сроки
Улучшение первоначального результата к
проведения
началу занятий к концу
Первонач Повторно
Оценка (уровень)
ально
Высокий Средний Низкий Дополнительная
информация
осень
весна
-0,6 с
-0,3 с
-0,1 с
=,+
осень
весна
-8с
-4с
-2с
осень
весна
+2р
+1р
=
осень
весна
+14р
+7р
+3
= осень

весна

-0,8 с

-0,4 с

-0,1 с

=+

осень

весна

+10 см

+5 см

=

-

осень

весна

+15р

+10р

+5р

= -

осень

весна

+5 см

+3 см

+1 см

= -

10

VI. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для педагога:
1.
Портнов Ю.М., Башкирова В.Г. и др. Баскетбол: Примерная программа
спортивной
подготовки
для
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.:
Советский спорт, 2004 г.
2.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физическая
культура и спорт, 1980 г.
3.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. –
М.: Физическая культура и спорт, 1987 г.
4.
Спортивные игры: Техника. Тактика. Методика обучения: учебник для
студентов высших пед. учебных заведений / под редакцией Ю.Д.Железняка,
Ю.М.Портнова. – М.: Академия, 2002 г.
5.
Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для пед. вузов. – М.: Академия,
2000 г.
6.
Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИРПРЕСС, 2002 г.
Для обучающихся:
1.
Яхонтов Е. Р. Мяч летит в кольцо. – Л.: Лениздат, 1984 г.
2.
Малов В.И. Сто великих олимпийских чемпионов. – М.: «Вече», 2007 г.
3.
Малов В.И. Сто великих спортивных достижений. – М.: «Вече», 2007 г.
4.
Кукленко Д.В., Хорошевский А.Ю. 100 знаменитых спортсменов, Харьков: Фолио, 2005 г

11

Тематическое планирование учебно-тренировочных занятий для спортивнооздоровительной группы по баскетболу (нагрузка 4,5 часа в неделю)
2023 – 2024 учебный год
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Содержание учебного материала
Инструктаж по ТБ. ОРУ на мышцы рук и плечевого пояса. Эстафеты. Подвижные
игры.
Стойка баскетболиста, передвижение в стойке приставными шагами.
История развития мирового баскетбола.
Ведение мяча с изменением высоты отскока. Подвижные игры.
Ведение мяча с переводом на другую руку, ведение с изменением скорости. Выбор
свободного места для получения мяча.
Правила мини-баскетбола. Кроссовая подготовка.
Техника нападения. Ловля высокого мяча, передачи мяча в тройках.
Техника нападения. Ловля высокого мяча, передачи мяча в тройках.
Целесообразность применения
технических приёмов в конкретной игровой
обстановке.
Передвижение защитника при движении противника справа и слева. Упражнения
на развитие координации движений.
Совершенствование технических приёмов игры. Учебная игра.
Отработка групповых и командных действий. Взаимодействие двух игроков.
Отработка групповых и командных действий. Взаимодействие двух игроков.
ОРУ без предметов. Совершенствование выбивания, вырывания, перехвата,
накрывания.
Эстафеты с элементами акробатики и баскетбола.
ОРУ с мячами. Беговые и прыжковые упражнения.
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судьи. Совершенствование тактики
защиты: защита против игрока без мяча.
Передачи мяча в движении в парах. Учебная игра.
ОРУ без предметов. Совершенствование тактики защиты.
Передача мяча изученными способами.
ОРУ с мячами. Бег со сменой направления, бег с гандикапом.
Совершенствование тактики защиты: защита против игрока с мячом. Учебная
игра.
Техника прыжка в высоту, подводящие упражнения.
Многоскоки.
Совершенствование техники штрафного броска. Правила выполнения.
Броски по кольцу с места и в движении. Двусторонняя игра.
Отработка тактики командных действий. Учебная игра.
Развитие координации. Передвижение защитника, работа рук и ног при движении
соперника справа и слева.
Передвижение защитника, работа рук и ног при движении соперника справа и
слева.
ОРУ в движении. Перехват мяча при передаче в движении. Развитие координации
движений.
Передача мяча с отскоком от пола. Учебная игра.
ОРУ в парах. Ведение мяча с изменением направления по сигналу. Учебная игра
3х3.
Ведение мяча без зрительного контроля.
12

Кол-во
часов
2
4,5
2,5
4,5
2
4,5
2,5
2
2,5
2,5
2
4,5
2,5
4,5
2
2,5
2
4,5
2,5
4,5
2
4,5
2,5
2,5
4,5
2
4,5
2,5
4,5
2
4,5
2,5
2

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

Штрафной бросок. Эстафеты.
ОРУ в парах. Ведение мяча с сопротивлением. Штрафной бросок. Эстафеты.
Упражнения на развитие координации. Сочетание приёмов техники защиты.
Сохранение во время передвижений и остановок защитной стойки. Техника
овладения мячом. Двусторонняя игра.
Комбинации элементов техники передвижений и владения мячом.
Сохранение во время передвижений и остановок защитной стойки. Вырывание,
перехват мяча. Учебная игра.
Выбивание, вырывание и перехват мяча. Учебная игра.
Выбивание, вырывание и перехват мяча. Учебная игра.
Броски мяча изученными способами. Выбивание, перехват мяча. Учебная игра с
заданием.
Круговая тренировка. Двусторонняя игра. Сочетание ведения и броска по кольцу.
Совершенствование техники броска по кольцу после ведения.
ОРУ в парах. Совершенствование техники передвижений. Контрольные
нормативы по ОФП.
Совершенствование техники владения мячом.
Совершенствование техники владения мячом.
Взаимодействие двух игроков: отступание. Индивидуальные действия игрока в
защите. Подвижные игры и эстафеты.
Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полёта мяча.
Двусторонняя игра.
Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полёта мяча.
Двусторонняя игра.
Взаимодействие игроков в парах и тройках. Учебная игра.
Выбор способа передачи мяча в зависимости от расстояния. Эстафеты.
Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей.
Игровой день. Мини-турнир.
Итого:

13

2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2
4,5
2,5
153


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».