Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №62
ПРИНЯТ
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «30» августа 2024г
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной
программе НОО
(организационный раздел)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 62 по адаптированной основной
общеобразовательной программе
начального общего образования для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 6.3)
на 2024/2025 учебный год
г.Комсомольск-на-Амуре
Хабаровский край
Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями опорно-двигательного
аппарата, является составной частью организационного раздела, адаптированной
основной общеобразовательной программы МОУ СОШ № 62, вариант 6.3, разработан с
учетом современных изменений в системе специального школьного образования для
детей с ОВЗ на основе:
– Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. №1598;
− Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 года № 1026.
− Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
– Устав МОУ СОШ № 62
- Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской
организации и заявление родителей (законных представителей)
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые
по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, а также детей с
ограниченными возможностями здоровья, страдающих заболеваниями, перечень которых
утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти организовано обучение на дому.
Учебный план обучения на дому составлен на основе учебного плана
образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного
плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной
аттестации). Индивидуальный учебный план обучения на дому составляется с учетом
индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями
(законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным
актом руководителя образовательной организации.
Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным
областям определяется для учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения
минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания,
социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку обучающегося
в соответствии с классом обучения.
Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является
самостоятельная работа обучающегося, выполняемая по заданию педагогического
работника, под его руководством. Выбор вариантов проведения занятий, самостоятельной
работы определяется в зависимости от особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся, особенностей эмоционально-волевой
сферы, характера течения заболевания, рекомендаций медицинской организации и
отсутствия противопоказаний. Особенности организации учебного процесса
Учебный год начинается 02.09.2024 г.
Сроки окончания учебного года определяются не ранее установленного
нормативными правовыми документами количества учебных недель:
первый дополнительный - I класс - 33 учебные недели;
II-IV классы - 34 учебные недели.
Начало учебных занятий в 8 часов 15 минут
Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут, за
исключением первого класса.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут
Продолжительность учебного дня и уроков: Образовательная недельная нагрузка
равномерно распределена в течение учебной недели с учетом требований СанПиН, объем
максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: − для обучающихся 1
класса не превышает 4 уроков, один раз в неделю - не более уроков, за счет урока
адаптивной физической культуры; 5 − для обучающихся 2- 4 классов не более 5 уроков.
Во 2-4 классах урок не превышает 40 минут, после 15-20 минут учебной работы
проводится динамическая пауза в течение 1-2 минут, учитывая профиль
психофизического развития детей класса.
Требования к объему домашнего задания: Объем домашних заданий (по всем
предметам) для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает затраты
времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в I классах
домашнего задания нет, 2 классы – 30- 60 минут; в 3-4 классах – 1,5 часа.
Форма организации образования обучающихся МОУ СОШ № 62: очная
индивидуальные занятия. Обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП)
организуется для обучающихся, которым по состоянию здоровья медицинским
учреждением здравоохранения рекомендовано обучение на дому в соответствии с
перечнем заболеваний. Форма занятий по ИУП: индивидуально с учителем,
самостоятельно с родителями. Ребенок выводится на обучение по ИУП на основании
заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей).
Мониторинг, проводимый по предметам учебного плана, позволяет проследить
эффективность процесса обучения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов
в знаниях обучающихся, проверку не только предметных знаний, но и усвоение
специальных и общеучебных умений.
Оценка знаний, обучающихся в 1-го класса - безотметочная. По итогам
диагностических работ за 1 полугодие (1 дополнительные- 1 и 2 класс) и за учебный год
(1-е классы) оценивается индивидуальный уровень образовательных достижений
обучающегося. Начиная со 2 класса - 4 класс оценка знаний обучающихся производится
по пятибалльной системе. По предметам коррекционно-развивающей области в течение
учебного года отметки не выставляются. Результат продвижения обучающихся
начального звена определяется на основе анализа их продуктивной деятельности
(поделки, рисунки, уровень развития речи и психомоторики, умение выполнять
определённые виды деятельности, уровень развития речи, использование средств
вербального и невербального общения).
Промежуточная аттестация представлена текущим контролем уровня обученности,
четвертной и годовой промежуточной аттестацией и проводится в сроки, определенными
календарным графиком и утвержденными приказом директора школы.
Годовая промежуточная аттестация проводится по предметам обязательной части
учебного плана. Формы промежуточного контроля включены в сетку учебного плана.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОДА вариант 6.3. является
достижение личностных и предметных результатов и достижение результатов освоения
коррекционной образовательной области.
Структура и содержание учебного плана
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, которые должны быть
реализованы в соответствии с АООП НОО обучающихся с НОДА вариант 6.3.
Содержание всех учебных предметов, входящих с состав образовательной области,
имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Все внеурочные занятия внесены в план внеурочной деятельности (отдельную
часть АООП), но в учебном плане учтены в соотношении частей программы.
Обязательная часть учебного плана. Содержание всех учебных предметов, входящих с
состав образовательной области, имеет выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся.
Предметная область «Русский язык» включает в себя учебные предметы «Русский
язык, «Чтение», «Речевая практика» Русский язык реализуется в 1 подготовительном, 1-4
классах. Содержание задач: формирование первоначальных навыков чтения и письма в
процессе овладения грамотой; формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве 8 общения и источнике получения знаний; использование
письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение реализуется в 1 подготовительном, 1-4 классах. Содержание учебных
задач: осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций; формирование
и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту
литературных текстов; формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений. Речевая практика реализуется в 1 подготовительном, 1-4
классах в целях развития речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими
людьми.
Задачи
учебного
предмета
«Речевая
практика»:
способствовать
совершенствованию речевого опыта обучающихся; корригировать и обогащать языковую
базу устных высказываний, обучающихся; формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.
Предметная область «Математика» включает учебный предмет «Математика» ,
реализуется в 1 подготовительном, 1-4 классах. Основные задачи содержания предмета:
овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых
арифметических задач и другими); овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и
другими в различных видах практической деятельности); развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание» включает учебный предмет «Мир природы
и человека», реализуется в 1 подготовительном, 1-4 классах. Целью изучения данного
предмета является формирование представлений обокружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с
природой; развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях; обогащение и
уточнение словаря
Предметная область «Искусство» включает предметы «Музыка», «Рисование
(изобразительное искусство)», реализуются в 1 подготовительном, 1-4 классах. Основные
задачи содержания учебного предмета «Музыка»: формирование и 9 развитие
элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию
музыкальных произведений и их исполнению; развитие интереса к музыкальному
искусству; формирование простейших эстетических ориентиров в практической жизни
ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Основные
задачи предмета «Рисование (изобразительное искусство)»: формирование умений и
навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;
развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого";
понимание красоты как ценности.
Предметная область «Физическая культура» реализуется учебным предметом
«Адаптивная физическая культура» в 1 подготовительном, 1-4 классах. Основные задачи
реализации содержания: овладение основными представлениями о собственном теле,
возможностях и ограничениях его физических функций; овладение умениями
поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Предметная область «Технологии» реализуется в 1 подготовительном, 1-4 классах
учебным предметом «Ручной труд». Основные задачи реализации содержания: овладение
элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками,
развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности;
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества,
о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с умственно отсталыми
обучающимися с НОДА по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом
индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Коррекционные занятия проводятся
индивидуально. Учебный предмет реализуется в учебном плане в 1 подготовительном, 1-4
классах. Основные направления в работе: совершенствование движений и сенсомоторного
развития, коррекция отдельных сторон психической деятельности, развитие основных
мыслительных операций, развитие различных видов мышления, коррекция нарушений в
развитии эмоционально-личностной сферы, развитие речи, владение техникой речи,
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, коррекция общей
и речевой моторики, пространственной ориентировки.
Индивидуальный учебный план обучающихся на дому может быть реализован за
счёт различных форм учебной деятельности: приходящего на дом учителя,
дистанционного обучения, в условиях образовательного учреждения, сетевой формы
отдельных предметов и (или) курсов государственной или муниципальной
образовательной организацией, групповой и самостоятельной работы, а также сочетания
различных форм образовательного процесса.
На основании рекомендаций ПМПК используется примерный недельный учебный
план начального общего образования обучающихся с НОДА с интеллектуальными
нарушениями (вариант 6.3) – приложение 1
Примерный недельный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА и
умственной отсталостью (вариант 6.3)
3 класс
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Ручной труд
Физическая культура (адаптивная физическая культура)
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса при 5-дневной учебной неделе
Речевая практика
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность*
Коррекционно- развивающая область**
Коррекционно-развивающие занятия
Всего к финансированию
с/р
Индиви
д. занят
Количество часов
По
учебном
у плану
Учебные предметы
4
4
4
2
1
1
3
3
3
1
1
1
1
1
1
1
2
3
21
2
1
2
15
1
1
1
6
1
2
1
1
23
15
7
2
1
1
5
2
18
3
Приложение 1
Примерный недельный учебный план начального общего образования
обучающихся на дому с НОДА с интеллектуальными нарушениями
(вариант 6.3)
Подгот.
По
учебно
му
плану
Индиви
д. занят
4
2
2
4
2
2
4
3
1
4
3
1
4
3
1
Чтение
4
2
2
4
2
2
4
3
1
4
3
1
4
3
1
Математика
4
2
2
4
2
2
4
3
1
4
3
1
4
3
1
Естествознание
Окружающий мир
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Ручной труд
Физическая культура
(адаптивная
физическая культура)
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
0,5
1,5
0,5
1,5
1
3
0,5
1,5
0,5
1,5
2
3
1
2
1
1
2
3
1
2
1
1
2
3
1
2
19
9,5
9,5
19,5
9,5
9,5
21
14,5
6
21
15
6
1
1
15,5
7,5
23
15,5
7,5
2
1
1
5
2
18
с/р
с/р
Русский язык
с/р
По
учебно
му
Индиви
плану
д. занят
Русский язык и
литературное
чтение
Математика
с/р
с/р
4
По
учебно
му
Индиви
плану
д. занят
1
Количество часов в неделю
(аудиторная нагрузка/самостоятельная работа)
2
3
По
учебно
му
плану
Индиви
д. занят
Учебные предметы
По
учебно
му
плану
Индиви
д. занят
Предметные
области
Обязательная часть
Технология
Физическая
культура
Итого
6,5
21
15
1
1
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Язык м речевая
практика
Итого
Речевая практика
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность*
Коррекционно- развивающая область**
Коррекционно-развивающие занятия
Всего к финансированию
2
1
1
2
1
1
21
10,5
10,5
21
10,5
10,5
21
10,5
10,5
21
10,5
10,5
2
4
2
2
5
5
17,5
4
5
2
5
17,5
2
1
1
2
1
1
15,5
7,5
23
15
7
23
15,5
7,5
23
15
7
2
1
1
2
1
5
2
18,5
23
3
5
*Курсы внеурочной деятельности организуются согласно заявлений родителей (законных представителей)
** Направления коррекционно-реабилитационной работы определяются согласно рекомендаций ПМПК
2
23
1
2
18
3
3