Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности для учащихся
11-го класса
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных
программ
(предметных,
метапредметных
и
личностных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативными документами и методическими рекомендациями:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
• Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 "Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования"
• Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 г. №ТВ–
1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов среднего общего образования);
• Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
• Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.364820);
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью
организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы
внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела
основной образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования,
научные организации, организации культуры, физкультурно- спортивные, детские
общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, интеллектуальное,
общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся,
создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в
преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность,
соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. С целью
реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех
уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
модели плана с преобладанием учебно- познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности:
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для
всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся
1 час в неделю – курс «Россия – мои горизонты», занятия направленные на
удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
1 час в неделю – курс «Семьеведение», занятия направленные на формирование у
обучающихся необходимой для их развития системы духовно-нравственных
представлений об институте брака и семьи в современном обществе, ценности
созидательных отношений, ценности семьи, ценности мужественности и женственности;
готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации; способствовать
благоприятному вхождению обучающегося в мир социальных отношений посредством
формирования представлений о своей семье.
1 час в неделю – курс «Начальная военная подготовка», занятия направленные
на формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей
чувствами национальной гордости, любви к отечеству и готовностью к его защите
посредством создания целостного представления о службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации, освоения знаний и умений по основам начальной военной
подготовки.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов, проектно-исследовательской деятельности,); часы,
отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных спортивных клубах).
Основное содержание занятий внеурочной деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 11 класса в соответствии с требованиями
ФГОС ООО включает четыре первых направления.
1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности реализуются через классные часы «Разговоры о
важном», «Россия – мои горизонты» Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача:
формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
реализуются через программы: «Финансовая математическая грамотность» - 11
класс Цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые
знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах
жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача:
формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно- научной, финансовой, направленной
на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся реализуются через занятия програмы «Россия – мои
горизонты» - 11 класс.
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду как
основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к
осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
4. Занятия, направленные на формирование у обучающихся необходимой для их
развития системы духовно-нравственных представлений об институте брака
и семьи, через курс «Семьеведение» - 11 класс ценности созидательных
отношений, ценности семьи, ценности мужественности и женственности;
готовности
осмысленно
решать
повседневные
жизненные
ситуации;
способствовать благоприятному вхождению обучающегося в мир социальных
отношений посредством формирования представлений о своей семье.
Вариативная часть для обучающихся 11-го класса в соответствии с требованиями
ФГОС ООО включает остальные направления.
1. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов реализуются через деятельность
программы: «Школьная медиация» - 11 класс
2. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся физическом развитии, через курс «Начальная военная подготовк» – 11
класс. Основная задача - физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту
и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых;
3. Занятия по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в т.ч. ученических классов, разновозрастных объединений
по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений,
организаций и т. д.;
4.
Занятия, направленные на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа
педагога-психолога);
5. Занятия, направленные на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья
школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся ).
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
- экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
- деятельность ученических сообществ,
- клубы по интересам, встречи,
- профессиональные пробы, ролевые игры,
- реализация проектов, - кружки, походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной
деятельности.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет в 11-ом классе –
40 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Для
обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество часов
внеурочной деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков
План внеурочной деятельности для ХI класса
Направление
деятельности
внеурочной Программа
Форма
организации
внеурочной
деятельности
Класс
/часы
Всего
в год
10
Часть, обязательная для всех обучающихся
Информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о
важном»
Внеурочная деятельность по формированию Финансовая
грамотность
функциональной грамотности/финансовой
Разговор или
беседа с
обучающимися
1
Метапредметный
кружок
1
«Россия - мои Профессиональные
Внеурочная деятельность по развитию
пробы (11кл)
личности, ее способностей, удовлетворению горизонты»
(Билет
в
будущее)
образовательных потребностей и интересов,
самореализации обучающихся, в том числе
одаренных
Внеурочная деятельность по формирование
у обучающихся необходимой для их
развития системы духовно-нравственных
представлений об институте брака и семьи
34
1
34
Занятие
1
34
мои Занятие
1
34
1
34
Семьеведение»
–
Внеурочная деятельность по формированию Россия
горизонты»
у учащихся чувства гордости за свою
страну, её культурное наследие и
современные достижения, а также развитие
у них активной гражданской позиции.
34
Вариативная часть
Спортивно - оздоровительная деятельность
Начальная военная занятие
подготовка
Воспитательные мероприятия: спортивнооздоровительные мероприятия: дни здоровья,
спортивные соревнования, подготовка к сдаче
нормативов ГТО; коррекционноразвивающая
деятельность
Внеурочная деятельность по организации
деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов)
«Ученический
совет»
Объединение
«Движение
первых»
Объединение
Внеурочная деятельность,
направленная на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве
общеобразовательной школы
«Служба
медиации»
Объединение
Недельный объем внеурочной деятельности
Объем внеурочной деятельности за год
Каникулярная школа
1
34
6
204
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ № 62
имеются
следующие условия: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая, спортивный зал,
стадион, кабинеты технологии, библиотека, компьютерный класс. Материальная и
техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам
и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для
обслуживания этой базы.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные
педагоги: учителя - предметники, классные руководители, педагоги дополнительного
образования.
Уровень
квалификации
педагогов
соответствует
требованиям,
предъявляемым к квалификации по должности «учитель».
Методическое обеспечение внеурочной деятельности (согласно ФОП СОО):
• методические пособия для учителя,
• интернет-ресурсы,
Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с
методическим конструктором и локальными актами школы. Таким образом, план
внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создаёт условия для повышения
качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.