РП Родная (русская) литература 5-9 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» отражают:
•
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества;
•
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
•
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
•
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
•
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное
отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)»
отражают сформированность универсальных учебных действий:
регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
•
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения
программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» отражают:
•
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
•
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к
литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного
пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
•
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
•
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога
с культурами народов России и мира;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими
традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
•
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;
•
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании;
умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
•
накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества.
Общая характеристика учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской
литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурноисторическому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература
должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы
позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания
школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и
мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная
литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета
«Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
2

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение
потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства
познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная
(русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и
родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в
предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный
кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора,
русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5–9 классов основной
школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического
принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора,
русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности
(добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и
милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к
предметной области «Родной язык и родная литература»1. Программа учебного предмета «Родная
литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса
родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература»
имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса,
а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах
Российской Федерации.
В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»
отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской
культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию.
Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код,
который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и
культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие
основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов,
населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую
российскую культуру»2.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
к предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету
«Родная литература» курс родной русской литературы направлен на формирование представлений о
родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие этнокультурные традиции.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
•
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением,
1

.

3

общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и
гордости от принадлежности к многонациональному народу России
•
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
•
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
•
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном
российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
•
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской
Федерации;
•
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
•
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного
отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
•
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
•
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по
поводу прочитанного;
•
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
•
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
•
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной
русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
•
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и
др.
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература
включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции.
Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская
литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
русской национально-культурной традиции в сознании школьников.
Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная
литература (русская)» является культурно-исторический подход к представлению дидактического
материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература (русская)»
выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряжённые с ним
ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их
исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания культурные понятия,
формирующие ценностное поле русской литературы, отражается когнитивное пространство,
которое является формой существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и
отдельного человека.
Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного предмета
«Родная литература (русская)», отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в
предметную область «Русский язык и литература».
4

Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа), духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Место учебного предмета «Родная литература (русская)»
в учебном плане
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного
общего образования отводится 85 часов. В 5–9 классах выделяется по 17 часа в год (из расчёта 1
учебный час в неделю).
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родная литература
(русская)»
Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по
предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей программы (проблемнотематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с
включённым в неё содержанием.
Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими
принципами.
1.
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских
писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры,
которые не входят в список обязательных произведений.
2.
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не
только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного канона, но и
авторов, составляющих «круг» классиков литературы, что позволяет дополнить тематические блоки
новыми для школьной практики произведениями.
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое
количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные
традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных современному
школьнику, чем классика.
3.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес – берёза).
4.
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные
подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов
(например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
5.
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на
различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального
сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени –
вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
6.
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения,
включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы,
отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет
прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной
русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока):
•
«Россия – родина моя»;
•
«Русские традиции»;
•
«Русский характер – русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса
родной русской литературы, разработка которого предполагает обращение к литературе народов
России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких
по тематике и проблематике.
5

В вариативную часть содержания курса включены прежде всего произведения наиболее
крупных национальных писателей, внёсших значительный вклад в развитие мировой
художественной литературы и писавших как на русском, так и на родном языке.
Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс
•
формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных
сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале
русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых
для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Москве как столице России и о русском лесе;
•
формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
•
формирование начальных представлений о русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812
года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на
вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и
учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных
представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов,
начальных умений работы с разными источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс
•
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в
фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского
народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне
тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о
родном крае и русском доме;
•
развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и
взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках
и о богатстве русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками
информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс
•
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов
в произведениях о сибирском крае и русском поле;

6

•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном
праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
•
развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского
патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых
проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной
речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по
предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю,
современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на
проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными
способами её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
•
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных
идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных
и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном
праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
•
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне;
о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке
русской поэзии;
•
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и
литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора
читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на
проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными
способами её обработки и презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
•
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений
о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской
степи в русской литературе;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах
и о родительском доме как вечной ценности;
•
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о
Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о
нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
•
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать
развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства
7

и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного
чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными
способами её обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Первый год обучения (17 ч)
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (8ч)
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (7 ч)
Праздники русского мира
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (2ч)
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
8

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Второй год обучения (17 ч)
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской (3 ч)
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские
были и сказания»).
Родные просторы (2 ч)
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (3 ч)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (5 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (1 ч)
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
О ваших ровесниках (1 ч)
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
9

Лишь слову жизнь дана (1 ч)
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Третий год обучения (17 ч)
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (2 ч)
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (1 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)
Праздники русского мира (3 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (2)Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (2 ч)
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (2 ч)
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
10

Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Четвёртый год обучения (17 ч)
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч)
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (8 ч)
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (2 ч)
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Пятый год обучения (17 ч)
11

9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (2ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы (2 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)
Праздники русского мира (3 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (3 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (1 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (1 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
12

Проверочная работа по итогам четверти -1ч
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской)
Класс 5-9
Количество часов по учебному плану:
Всего 17 час.; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 1
Форма проведения промежуточной годовой аттестации – проверочная работа
Планирование составлено на основе:
Рабочая программа составлена на основе:
Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования;
Годовой календарный учебный график МОУ «Булынинской средней школы» на 2021 – 2022
учебный год;
Учебный план МОУ«Булынинской средней школы» на 2021 – 2022 учебный год.
№

Тема занятия

Всего
часов
8
у 2

Дата
проведения
План Факт
12.01
19.01

11
-2

Раздел 1. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик
Христа на елке» как святочный рассказ

33

А. И. Куприн. «Бедный принц»

1

26.01

44
55
-6

И. А. Ильин. «Рождественское письмо»
1
Взрослые и дети в пьесе-сказке Л.С. 2
Петрушевской «Два окошка»

2.02
9.02
16.02

77

И. А. Крылов. «Дерево»

1

2.03

88

Проверочная работа по итогам изучения
раздела
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
«Лиса и медведь» (русская народная сказка)
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»

1

9.03

99
10
11
11
21
3

7
1
2

М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю 2
тебя как сын…»
14
В. А. Рождественский «Берёза»

16.03
23.03
6.04
13.04
20.04

1

27.04

1

18.05

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – 2
РУССКАЯ ДУША
16 1К. Г. Паустовский. «Похождения жука- 1
носорога» (солдатская сказка)
17 Родной язык, родная речь:
1
И. А. Бунин. «Слово»

25.05

15

Итоговая контрольная работа по итогам
изучения раздела. Проверочная работа.

13

25.05

Второй год обучения (6 класс)
Блок

Количе Дата
ство
план
часов
7
и
11.01
18.01

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские былины - богатыри
богатырство:
Былина «Илья Муромец и Святогор»
Преданья старины Былинные сюжеты и герои в русской
2
глубокой
литературе:
И. А. Бунин. «Святогор и Илья»
М. М. Пришвин. «Певец былин»

Города
русской

Русский Север - Архангельск в
русской литературе:
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из
книги «Ледяна колокольня)
земли
Б.
В.
Шергин.
«Детство
в 3
Архангельске»,
«Миша
Ласкин»
(главы из книги «Поморские были и
сказания»)

25.01
1.02
8.02

Стихи русских поэтов о зиме:
И. С. Никитин. «Встреча Зимы»
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…»
2
Н. М. Рубцов. «Первый снег»
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата»

15.02
22.02

Родные просторы

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
5
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных
тел…»
Праздники
А.
Д.
Дементьев.
«Прощёное 2
русского мира
воскресенье»
А. П. Чехов. «Блины»
Тэффи. «Блины»
Всюду родимую Русь узнаю:
В. А. Рождественский. «Русская
Тепло
родного природа»
дома
К. Г. Паустовский.
«Заботливый 3
цветок»
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
5
Не до ордена – Оборона Севастополя:
1
была бы Родина
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
14

1.03
15.03

22.03
5.04
12.04

19.04

Дата
факт

Загадки
души

Севастополе»
А. А. Фет. «Севастопольское братское
кладбище»
Рюрик Ивнев. «Севастополь»
Чудеса нужно делать своими
руками:
русской Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни
1
учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»

Реальность и мечты:
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
О
ваших
(рассказы
«Как
я
с
ним
ровесниках
1
познакомился», «Кирпичные острова»)
Е. С. Велтистов. «Миллион и один
день каникул» (фрагмент)
На русском дышим языке:
Лишь слову жизнь
К. Д. Бальмонт. «Русский язык»
дана
1
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не
русский…»
Проверочная работа по итогам изученного материала
1

26.04

17.05

24.05

17.05

Третий год обучения (7 класс)
Блок

Количество
часов
5

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские
народные
песни
(исторические и лирические):
«На заре то было, братцы, на
утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…»
Преданья
Фольклорные сюжеты и мотивы
старины
в русской литературе:
2
глубокой
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке
Разине» (песня 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не
травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
Сибирский край:
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…»
Города
земли
(глава «Тобольск»)
2
русской
А. И. Солженицын. «Колокол
Углича»
Русское поле:
Родные
И. С. Никитин. «Поле»
просторы
1
И. А. Гофф. «Русское поле»

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники
Пасха:

5
3
15

Дата
план
14.01
21.01

28.02
4.02

11.02

18.02

Дата
факт

русского мира

Тепло
дома

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в
Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская
заутреня на Пасху»
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П.
П. Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии»
родного
(фрагмент)
2
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на
ладони»

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ
7
ДУША
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный
витязь»
Не до ордена – Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о,
была бы Родина мудрость прекрасная…», «Георгий
3
Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление»,
«Война»
М.
М.
Пришвин.
«Голубая
стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам
войны…»
Загадки русской
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг 2
души
берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят:
Россия…»

25.02
4.03

11.03
18.03

25.03
8.04
15.03

22.04
29.04

Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
О
ваших Н. Н. Назаркин. «Изумрудная
ровесниках
рыбка»
(главы
«Изумрудная 1
рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную
жизнь»).

6.05

Лишь
слову Такого языка на свете не бывало:
жизнь дана
Вс. Рождественский. «В родной 1
поэзии совсем не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
1

20.05

Четвертый год обучения (8 класс)

16

13.05

№

Всего
часов

Тема занятия

Дата
проведения
План Факт

Раздел 1. Мистика и фантастика
11
22
-3
45
66
7

7
А.С. Пушкин "Пиковая дама". Что наша жизнь? 1
Игра!
А.С. Пушкин "Пиковая дама". Случай или 2
сказка?
А.С. Пушкин "Пиковая дама". Загадки 2
произведения

1
А.К. Толстой "Упырь" Готическая литература
А.К. Толстой "Упырь" Вампиры сред нас
Раздел 2. Человек среди людей

1
8
1

98
И.С. Тургенев и Полина Виардо

910
11
11
2

2
"Ася" - рассказ об упущенном счастье

2
"Русский человек на rendez-vous" Чернышевского
как реакция на повесть "Ася"

1314

4.03
11.03
18.03
25.03
8.04
15.04
22.04

2

29.04
6.05

1

13.05

Е. Мурашова "Класс коррекции". О сострадании
и милосердии в современном мире

15

14.01
21.01
28.01
4.02
11.02
18.02
25.02

Итоговая контрольная работа по итогам
изучения раздела. Проверочная работа.
1
Раздел 3. Поэты великолукской земли
11
617

2
Поэтический

мир

Э.М.

Жемлиханова

20.05
27.05

Поэтический мир Е. Невского
Пятый год обучения (9 класс)

№
Блок

1-2

Количес
тво
часов
6

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Отечественная война 1812 года в
русском фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две
грозныя…» (русская народная
песня)
Преданья
В. А. Жуковский. «Певец во стане
старины
русских воинов» (в сокращении)
2
глубокой
А.
С.
Пушкин.
«Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент)
М.
И.
Цветаева.
«Генералам
двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812
года» (фрагмент)
17

Дата

12.01
19.01

Петербург

3-4

5-6

7-9

10-12

13

Загадки
русской души

16

17

русской

литературе:

А. С. Пушкин. «Город пышный, город
бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские
строфы»
Города земли
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
русской
(«Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь
город в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого
петербуржца» (глава «Фонарикисударики»)
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь
Родные
Моздокская…»
(русская
народная
просторы
песня)
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья
Праздники
яблок»
русского мира
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с
небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной
Тепло родного
юности» (главы)
дома
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»)
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война:
Не до ордена –
Н. П. Майоров. «Мы»
была
бы
М.
В.
Кульчицкий.
«Мечтатель,
Родина
фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»

14

15

в

Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»

26.01
2.02

2

9.02
16.02
2

6
2.03
9.03
16.03
3

3

4
20.04
1

27.04
1

О
ваших Прощание с детством:
ровесниках
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» 1
(фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
Лишь
слову
И. А. Бродский. «Мой народ»
жизнь дана
1
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..»
Проверочная работа по итогам изучения курса.
1
18

23.03
6.04
13.04

4.05

18.05

11.05

Модуль «Школьный урок» в рамках реализации Программы воспитания 1 – 11 классов
МОУ «Булынинская СШ»
5 класс
№
Тема урока
Модуль «Школьный урок»
урока
17
Родной язык, родная речь:
Квест-игра «Русские сказки»
И. А. Бунин. «Слово»
День
славянской
письменности
6 класс
Тема урока

№
урока
17
На русском дышим языке:
К. Д. Бальмонт. «Русский язык»
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

№
урока
17

7 класс
Тема урока

Модуль «Школьный урок»
Урок-игра
«Народная
мудрость»
Турнир
по
былинам
«Славна
богатырями земля русская!»
День
славянской
письменности.
Модуль «Школьный урок»

Конкурс чтецов «Горжусь
Такого языка на свете не бывало:
тобой, моя Россия!»
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не
День
славянской
старовер…»
письменности.
8 класс
Тема урока

№
Модуль «Школьный урок»
урока
14
Е. Мурашова "Класс коррекции". О сострадании и Урок-экскурсия «До чего же
милосердии в современном мире
красивы родные просторы»
День
славянской
письменности.
№
урока
16

9 класс
Тема урока

Модуль «Школьный урок»

«Припадаю к великой реке…»:
Лишь слову
И. А. Бродский. «Мой народ»
жизнь дана
С. А. Каргашин. «Я – русский!
Спасибо, Господи!..»

«Напиши
письмо
литературному герою» (день
славянской письменности)

СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Обязательным условием проведения современного урока является систематическое и
планомерное использование разнообразных мультимедийных, компьютерных и информационнокоммуникационных технологий, которые расширяют представления учащихся о родной русской
литературе, способствуют развитию интереса к русской культуре и являются мощным
мотивационным средством изучения предмета.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
19

Оценивание устных ответов по литературе.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного
класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного
содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность
чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание
текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки
героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при
анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов;
хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и
поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения
для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих
компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста
изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и
поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном
умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и
недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.
Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его
композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в
целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание
элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во
времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл),
при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и
осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценивание контрольных, проверочных , тестовых работ.
Оценка по всем этим видам работ зависит от процента выполненной работы.
0% - 50% - «2»
51% - 70% - «3»
71% - 90% - «4»
91% - 100% - «5»
20

Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку для обучающихся с ОВЗ.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому
языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
•
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на
практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
•
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
•
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои
примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
•
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений
и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
•
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во
времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в
процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его
умения применять знания на практике.
Оценка самостоятельных работ.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
•
степень самостоятельности учащегося;
•
этап обучения;
•
объем работы;
21

•

четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но
исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности
и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не
оцениваться.
Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение
теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и
пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое
предшествующих оценок.
Решающим при ее определении следует считать фактическую
подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того
чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного
года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам,
отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми).
Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении
четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую,
речевую грамотность оценивалось баллом «2» или «1».

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».