1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности»
Основой программы «Основы финансовой грамотности» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных
курсов математики, истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности
для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей,
увлеченных общим делом. Курс также включает способы различных вычислений с помощью ИКТ.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни
нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом
нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового
рынка. Поэтому, если сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы
получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков..
Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться самому и учить
своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, можно действительно сделать
первый шаг к массовому финансовому образованию. Назначение данной программы состоит в том,
чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансовоэкономического образования учащихся.
•
•
•
•
Цели и задачи курса
Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и
социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни современного общества, а
также для профессиональной ориентации выпускников.
Формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути
экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по
экономическим вопросам, обретение опыта анализа конкретных экономических ситуаций.
Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так
и в общественной жизни.
Формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у учащихся инициативы и
активности, самостоятельности в принятии решений.
Организация образовательного процесса
Представленная программа базируется на современных принципах и подходах к
экономическому образованию школьников.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования
и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных
выступлений.
Принципы функционирования программы
1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный
продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и
2
произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности,
имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.
4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как
членов общества.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану (недельному) МОУ СОШ №62 на 2023-2024 учебный год для основного
общего образования, в соответствии с его обязательной частью, и модели внеурочной деятельности
программа для 5-7 классов предусматривает обучение финансовой грамотности в объёме 1 часа в
неделю, 34 часа в год .
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ
РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ.
Деньги.
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и
определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность.
Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно
изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами.
Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет
центральный банк.
Основные понятия
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры.
Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Доходы семьи.
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные
выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии,
квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может
приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут
получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии,
стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль.
Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Расходы семьи.
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные,
желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные
покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных
магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с
более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования.
Услуги. Коммунальные услуги.
Семейный бюджет
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение
доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке.
3
Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО
ЗАЩИТИТЬСЯ.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов.
Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы
работы страховой компании.
Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой
полис.
РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.
Налоги
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных
расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические
лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Социальные пособия
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми,
безработных.
Основные понятия
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.
Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».
РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ.
Банковские услуги
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада
и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств.
Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию
вкладов. Кредит. Залог.
Собственный бизнес
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке
малого бизнеса.
Основные понятия
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Валюта в современном мире
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты,
выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам
отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
4
Итоговая работа в рамках защиты проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО РЕДМЕТА, КУРСА,
МОДУЛЯ.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» формируется с
учетом рабочей программы воспитания.
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и
участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов
и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного
бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение
простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых
финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
5
задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и
умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и
оцениватьриски и последствия, формировать опыт.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
Изучаемый раздел
Тема урока
Количество
часов
всего
РАЗДЕЛ 1.
Дата
изучения
Основные виды деятельности,
виды контроля.
контрольные
работы
практи
ческие
работы
10
ДОХОДЫ И
РАСХОДЫ СЕМЬИ.
1
Происхождение денег
1
0
0
2
Деньги. Источники
денежных средств
1
0
0
3
Деньги. Контроль
семейных расходов
1
0
1
4
Доходы семьи.
Построение
семейного бюджета
1
6
0
0
• Объяснять проблемы бартерного
(товарного) обмена.
• Описывать свойства предмета,
выполняющего роль денег.
• Перечислять виды денег.
• Приводить примеры товарных
денег.
• Сравнивать преимущества и
недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными
расчётами.
• Объяснять, почему бумажные
деньги могут обесцениваться.
• Знать, что денежной системой
страны управляет центральный
банк.
• Объяснять, почему изготовление
фальшивых денег — преступление.
• Описывать и сравнивать
источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной
платы.
• Сравнивать условия труда
5
Доходы семьи.
Способы увеличения
семейных доходов с
использованием услуг
финансовых
организаций.
1
0
0
6
Расходы семьи.
Финансовое
планирование, как
способ повышения
благосостояния
1
0
0
7
Расходы семьи.
1
0
1
8
Семейный бюджет.
1
0
0
9
Семейный бюджет.
1
0
0
10
Ролевая игра.
1
0
0
7
совершеннолетних и
несовершеннолетних.
• Объяснять, как связаны профессии
и образование.
• Объяснять, чем руководствуется
человек при выборе профессии.
• Объяснять причины различий в
заработной плате.
• Приводить примеры кредитов.
• Объяснять причины, по которым
люди делают покупки.
• Описывать направления расходов
семьи.
• Классифицировать виды благ.
• Рассчитывать расходы семьи на
условных примерах.
• Сравнивать и оценивать виды
рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и
промоакций на принятие решений о
покупке.
• Рассчитывать доли расходов на
разные товары и услуги
• Составлять семейный бюджет на
условных примерах.
• Сравнивать доходы и расходы и
принимать решения.
• Объяснять причины, по которым
люди делают сбережения.
• Описывать формы сбережений.
• Описывать последствия
превышения расходов над
доходами.
• Сравнивать потребительский и
банковский кредиты.
• Объяснять, при каких условиях
можно одалживать и занимать
деньги.
11
12
13
14
15
РАЗДЕЛ 2. РИСКИ
ПОТЕРИ ДЕНЕГ И
ИМУЩЕСТВА И
КАК ЧЕЛОВЕК
МОЖЕТ ОТ ЭТОГО
ЗАЩИТИТЬСЯ.
Особые жизненные
ситуации и как с ними
справиться.
6
1
0
0
Особые жизненные
ситуации и как с ними
справиться.
Особые жизненные
ситуации и как с ними
справиться.
Ролевая игра.
«Семейный бюджет»
Ролевая игра
«Семейный бюджет»
1
0
1
1
0
0
0
0
1
1
•Описывать события,
существенно влияющие на
жизнь семьи (рождение
ребёнка, внезапная смерть
кормильца, форс-мажорные
случаи и т. п.).
•Определять последствия
таких событий для бюджета
семьи.
•Различать обязательное и
добровольное страхование.
•Объяснять, почему
существует обязательное
страхование.
•Объяснять, почему
государство платит
заболевшему человеку.
•Сравнивать различные виды
страхования.
Реше
ситуа
спаст
инфл
Твор
«Бан
Прак
«Вкл
(депо
Дело
«Кре
Соста
плана
бизне
Ролев
«Воз
работ
собст
Разра
плана
логич
«Вал
совре
Ролевая
1
игра«Семейный
бюджет»
РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ
8
И ГОСУДАРСТВО:
КАК ОНИ
ВЗАИМОДЕЙСТВУ
ЮТ.
Налоги и их роль в 1
жизни семьи
0
1
0
0
18
Налоги и их роль в 1
жизни семьи
0
0
19
Налоги и их роль в 1
жизни семьи
0
0
16
17
8
• Описывать события, существенно
влияющие на жизнь семьи
(рождение ребёнка, внезапная
смерть кормильца, форс-мажорные
случаи и т. п.).
• Определять последствия таких
событий для бюджета семьи.
• Различать обязательное и
добровольное страхование.
• Объяснять, почему существует
20
Социальные пособия
Пенсионное
обеспечение и
финансовое
благополучие в
старости
1
21
Социальные пособия
Пенсионное
обеспечение и
финансовое
благополучие в
старости
1
0
0
22
Социальные пособия
1
0
0
23
Мини-исследование в 1
группах «Государство
— это мы!».
0
1
24
Мини-исследование в 1
группах «Государство
— это мы!».
0
0
0
0
РАЗДЕЛ 4.
ФИНАНСОВЫЙ
БИЗНЕС: ЧЕМ ОН
МОЖЕТ ПОМОЧЬ
СЕМЬЕ.
25
0
0
обязательное страхование.
• Объяснять, почему государство
платит заболевшему человеку.
• Сравнивать различные виды
страхования.
10
1
Банковские
услуги.
Банки и их роль в
жизни семьи
26
Банковские
услуги 1
Банки и их роль в
жизни семьи
0
0
27
Банковские услуги
1
0
0
28
Собственный бизнес
1
0
0
29
Собственный бизнес
1
0
0
• Описывать последствия
превышения расходов над
доходами.
• Сравнивать потребительский и
банковский кредиты.
• Объяснять, при каких условиях
можно одалживать и занимать
деньги.
• Знать, что денежной системой
страны управляет центральный
банк.
• Объяснять, почему изготовление
фальшивых денег — преступление.
пирамиды».
30
31
9
Валюта в
1
современном мире.
Валюта
в 1
0
0
Практическая работа
0
0
Конкурс на лучший результат в
32
33
34
современном мире.
Подготовка к защите 1
проектов.
Итоговая работа в 2
рамках
защиты
проектов.
Итого
34
викторине
0
0
0
1
0
6
Подведение итогов курса. Конкурс
«портфолио».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Финансовая грамотность» И,Липсиц, Е.Вигдорчик 5.6,7 классы. Москва 2018г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А.
Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru,
https://edu.skysmart.ru/
https://nsportal.ru/,
https://infourok.ru/,
https://multiurok.ru/ Онлайнуроки dni-fg.ru
10
11
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен
12
416534327891003442290759540767602278017667815826
Терентьева Надежда Владимировна
С 25.08.2023 по 24.08.2024