Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
•
федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
•
образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 62;
•
положения о рабочих программах учебных предметов МОУ СОШ № 62 (по
реализации ФГОС НОО)
•
примерной программы начального общего образования по курсу «Литературное
чтение »
•
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО
РФ от 19.12.2014г № 1598);
•
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения
предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса
Ос «Школа России»:
•
учебник
Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2ч.В. Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова М. В.Голованова и др.М.: «Просвещение», 2014г.
Пособия для учителя:
•
программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой -. М.:
«Просвещение» 2014г
•
Поурочные разработки к учебнику Литературное чтение, авт. Л.Ф. Климанова и др. 2
класс -. М.: «Просвещение», 2014г.
•
Литературное чтение Рабочая тетрадь Бойкина М.В., Виноградская Л.А. М.:
«Просвещение», 2017г.
Выбор авторской программы и учебно – методического комплекса обусловлен тем, что
содержание и методический аппарат данной программы обеспечивает выполнение требований,
представленных в ФГОС НОО. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в целях изучения литературного чтения, которые
определены Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Рабочая
программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, а
также учитывает возрастные особенности обучающихся и особенности данного классного
коллектива, уровень их подготовки по литературному чтению, специфику образовательного
учреждения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего
образования предусмотрено 506 часов.
Во 2 классе отводится 4 часа в неделю из федерального компонента базисного учебного
плана.
Общее количество часов в год – 136 часов.
Срок реализации программы один учебный год.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского
языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет
способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в
систематическом чтении.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом
особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2
образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного
содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Цель изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся
навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы,
привитие вкуса к чтению.
Задачи
•
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
•
формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
•
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
•
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его
эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии
эмоционально-волевой сферы детей;
•
развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный
вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития
ребенка;
•
преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и
навыки;
•
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный
опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
•
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
•
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком
чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
•
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР
недостатков сферы жизненной компетенции;
•
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи
конкретизируются следующим образом:
•
учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаковосимволические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
•
формировать умение слитного по слогового чтения слов с разной слоговой
структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
•
учить элементам выразительного чтения;
•
учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, передавать содержание прослушанного;
•
учить использовать формы речевого этикета;
•
познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы,
доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические
представления и чувства;
•
учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе
личного опыта или впечатлений;
•
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный
опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
•
воспитывать интерес к книгам и чтению;
•
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе
подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать
свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам
и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом
«Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по
всем предметным областям
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению
позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть
затруднения в чтении.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения
по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания
литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы
деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе
литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты,
самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на
которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет
учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного,
предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении
различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать
подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания
или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь различать в
тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные
средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Уметь
отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять
смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем
мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и
содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся
самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и
выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в
прочитанном
тексте
мысль,
установить
временные,
причинно-следственные
связи,
охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в
правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию
прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей
действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков
познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения
младшего школьника, имеющего ЗПР.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением
знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть
выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и
речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста).
Работа с учебными, научнопопулярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и
научнопопулярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,
модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научнопознавательному, художественному тексту). Использование норм речевого
этикета в условиях внеучебного общения.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности),
пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа
на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного
или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений
(из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в минисочинениях, рассказ на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения
современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной
литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научнопопулярная, справочноэнциклопедическая литература; детские периодические издания (по
выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик),
сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного
смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении
действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Планируемые результаты изучения предмета «Литературное чтение»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже
перечисленным параметрам.
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:
•
развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять
звуко-буквенный анализ слов;
•
понимание содержания звучащей речи.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
•
овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений,
состоящих из слов несложной слоговой структуры;
•
определение последовательности событий, понимание прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
•
накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
•
понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и
воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
•
развитие умение сопереживать героям;
•
умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых
умений:
•
осознание цели речевого высказывания;
•
умение задавать вопрос по услышанному произведению;
•
умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении
чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:
•
умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных
связей по содержанию;
•
формирование запаса литературных художественных впечатлений;
•
понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
•
актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
•
развитие у детей интереса к художественной литературе.
Личностные результаты
могут проявиться в:принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и
развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
•
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства
с литературными произведениями);
•
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
•
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
•
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты
включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся
с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
•
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения;
•
кодировать и перекодировать информацию;
•
осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного,
прочитанного).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
•
понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по
содержанию);
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации;
•
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
•
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
•
слушать собеседника и вести диалог;
•
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы
жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным
направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:
•
обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного,
сформулировать запрос о помощи;
•
распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
•
словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
•
в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,
получать и уточнять информацию от собеседника;
•
в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников;
•
в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется:
•
в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
•
в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
•
в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и
одноклассниками;
в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу,
намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
•
Предметные результаты:
1.
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2.
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и
зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3.
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
4.
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5.
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,
участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам
героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и
правил;
6.
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
7.
формирование потребности в систематическом чтении;
8.
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса
Обучающиеся должны:
-владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при
темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
-определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
-составлять пересказ ( краткий, полный) прочитанного текста;
-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным
действующим лицам произведения;
-осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа
товарища;
Обучающиеся должны знать:
наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3
крылатых выражения.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
Знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета
скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать
сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация,
аннотация);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Формы и средства контроля
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения
АООП НОО, предлагается сохранить в традиционном виде.
В целом оценка достижения обучающимися с ЗПР предметных результатов должна
базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения
должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО осуществляется в
соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения
АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
•
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учётом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с ЗПР;
•
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
•
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
•
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
•
при необходимости адаптирование текста задания с учётом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
ограничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и
семантическому оформлению и др.);
•
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование
на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение
и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
•
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
•
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по
объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также
самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
•
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
•
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для
проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки
понимания текста учитель после чтения задает вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения:
•
•
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
•
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов
чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
•
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
•
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания,
интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и
громкости - в соответствии с характером текста);
•
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
•
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
•
интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы,
расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
•
замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
•
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлении
и жанровой принадлежности литературных произведений;
•
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью
интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и
эмоциональной окраски голоса);
•
выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
•
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
•
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и
групповой работы;
•
наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
•
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в
хрестоматии).
Нормы оценок по литературному чтению
«5» - выполнены все 4 требования.
«4» - выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она
разная), но не выполнено одно из остальных требований.
«3» - выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
«2» - выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не
выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда
учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по
беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«3» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
«5» - выполнены правильно все требования
«4» - не соблюдены 1-2 требования
«3» - допущены ошибки по трем требованиям
«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
«5» - выполнены все требования
«4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию
«3» - допущены ошибки по двум требованиям
«2» -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская
главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить
ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
«4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно
передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
«2» - не может передать содержание прочитанного.
Контрольно-измерительные материалы.
Проверочные тематические (текущие) работы проводятся после изучения тем программы.
Цель работ – выявление картины усвоения каждым учащимся изученного материала и, при
необходимости, корректировка процесса обучения. Текст каждой работы предложен в трёх
вариантах, каждый из которых содержит основную (базовый уровень сложности) и
дополнительную (повышенный уровень сложности) части.
Проверочная тестовая (итоговая) работа за год. Цель работы – проверка усвоения учащимися
учебного материала по основным разделам программы 2 класса, как учащиеся умеют пользоваться
приобретёнными знаниями, умениями и навыками при выполнении проверочной тестовой работы.
Проверочная комплексная (итоговая) работа за год проводится в конце учебного года (конец
апреля – начало мая). Цель работы – проверка усвоения учащимися учебного материала по
основным разделам программы 2 класса, как учащиеся умеют пользоваться приобретёнными
знаниями, умениями и навыками при выполнении проверочной тестовой работы. Текст работы
предложен в четырёх вариантах, каждый из которых содержит основную (базовый уровень
сложности) и дополнительную (повышенный уровень сложности) части.
Нормы оценок по технике чтения 2 класс
1 полугодие (отметки не выставляются)
2 полугодие
Уметь читать вслух сознательно, правильно целыми словами (трудные по смыслу и по
структуре слова-по слогам), соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания;
владеть темпом и громкостью речи как средством выразительного чтения; находить в тексте
предложения, подтверждающие устное высказывание; давать подробный пересказ небольшого
доступного текста; техника чтения 25-30 сл./мин.
5 --30-40 сл. в мин, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания.
Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова- по слогам).
4 -1-2 ошибки, 25-30 сл.
3 - 3-4 ошибки, 20-25 сл.
2 - 6 и более ошибок, менее 20 сл.
№ п/п
Тема урока
Планируемые предметные результаты обучения
Вводный урок по курсу литературного чтения ( 1 час) 1-я часть
1
Введение. Знакомство с -научатся владеть понятиями «писатель», «автор»,
учебником.
«произведение».
-работать с художественными текстами, доступными для
восприятия, читать целыми словами, понимать
прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность
художественного произведения
Самое великое чудо на свете ( 3 часа)
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Самое великое чудо на Знания: научатся владеть понятием «действующие
свете
лица», различать разные по жанру произведения.
Проект «О чём может Умения: делить текст на части, составлять картинный
рассказать
школьная план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на
вопросы по содержанию художественного произведения
библиотека»
Старинные и русские
книги. Выставка книг
Устное народное творчество ( 15 часов)
Устное
творчество.
книг по теме
народное Знания: научатся выразительно читать произведение,
Выставка вникать в смысл прочитанного.
Умения: анализировать и сравнивать произведения
одного раздела, выделять в них общее и различное,
развивать навыки правильного осознанного чтения
текста
Русские народные песни Учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в
Малые жанры
народных песнях
Потешки и прибаутки – Научатся различать малые жанры устного народного
малые жанры устного творчества; находить созвучные окончания в тексте.
народного творчества.
Считалки,
небылицы. Научатся различать малые жанры устного народного
Понятие ритма
творчества; находить созвучные окончания в тексте;
соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и
пословицы по тематическим группам.
Загадки. Классификация Научатся соотносить загадки и отгадки; распределять
загадок по тематическим загадки и пословицы по тематическим группам.
группам
Пословицы и поговорки. Сравнивать пословицы; квалифицировать пословицы по
Классификация
темам.
пословиц по темам
Сказка идёт по свету. Научатся различать малые жанры устного народного
Выставка книг
творчества; находить созвучные окончания в тексте;
Сказка
«Петушок
и Учащиеся научатся характеризовать героев сказки;
бобовое
зёрнышко»- соотносить пословицу и сказочный текст; определять
русская народная сказка. последовательность событий, составлять план
Рассказывание сказки по
иллюстрациям
Сказка «У страха глаза
велики». Пересказ по
плану
Сказка «Лиса и тетерев». Учащиеся научатся различать жанры устного народного
Характеристика героев творчества; характеризовать героев сказки; соотносить
сказки,
соотносить пословицу
и
сказочный
текст;
определять
пословицу
и
текст последовательность событий, составлять план
сказки
15
16
17-18
19.
20
21
22
23
24
25
Русская народная сказка
«Лиса
и
журавль».
Составление
плана
пересказа
Сказка
«Каша
из
топора». Литературная
викторина
«Узнай
сказку»
Учащиеся научатся различать жанры устного народного
творчества; характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу
и
сказочный
текст;
определять
последовательность
событий,
составлять
план,
рассказывать сказку по иллюстрации.
Сказка «Гуси-лебеди». Учащиеся научатся различать жанры устного народного
Пересказ
сказки
по творчества; характеризовать героев сказки; соотносить
иллюстрациям
пословицу
и
сказочный
текст;
определять
последовательность
событий,
составлять
план,
рассказывать сказку по иллюстрации.
Проверим себя и оценим Научатся
приводить
примеры
художественных
свои достижения.
произведений разной тематики.
Проверочная работа
Люблю природу русскую. Осень ( 8 ч )
Люблю
природу Научатся прогнозировать содержание раздела; видеть
русскую. Осень.
образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.
Осенние
загадки.
Выставка книг
Лирические
Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с
стихотворения
помощью интонации настроение поэта; различать
Ф.Тютчева,
К. стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за
Бальмонта.
жизнью слов в художественном тексте, объяснять
Различать прозаический интересные выражения в лирическом тексте.
и
художественный
тексты
Лирические
Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с
стихотворения
помощью интонации настроение поэта; различать
А. Плещеева и А.Фета.
стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за
Соотносить стихи и жизнью слов в художественном тексте, объяснять
музыкальные
интересные выражения в лирическом тексте; слушать
произведения
звуки осени; соотносить стихи и музыкальные
произведения.
Лирические
Научатся описывать поэтический образ осени в стихах,
стихотворения
анализировать поэтическое изображение осени в стихах.
А.Толстого и С.Есенина.
Сочинение об осени
Лирические
Научатся описывать поэтический образ осени в стихах,
стихотворения
анализировать поэтическое изображение осени в стихах;
В.Брюсова,
читать стихи наизусть.
И.Токмаковой,
И.
Бунина.
Анализировать
поэтическое
изображение осени в
стихах
Сравнение
Научатся описывать поэтический образ осени в стихах,
художественного
и анализировать поэтическое изображение осени в стихах;
26
27
28
29
30
31-33
34
35
36
37-39
40-41
научно
–
познавательного текстов
Сравнение
художественного
и
научно-популярного
текстов
М.Пришвин
«Осеннее
утро».
Находить
в
тексте
ответы на заданные
вопросы
Проверим себя и оценим
свои
достижения.
Контрольная работа
определять тему и главную мысль произведения.
Анализировать содержание прозаического текста;
Сравнивать прозаический и поэтический тексты;
анализировать
содержание
вопросов.
Находить
информацию для ответов на вопросы.
Анализировать содержание прозаического текста;
Сравнивать прозаический и поэтический тексты;
анализировать
содержание
вопросов.
Находить
информацию для ответов на вопросы.
Русские писатели ( 15часов)
А.С.Пушкин - великий Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного
русский поэт. Сказки текста;
находить
средства
художественной
Пушкина.
выразительности; объяснять выражения в лирическом
Наблюдение за рифмой тексте; иллюстрировать стихотворение.
и ритмом стихотворного
текста
А.С.Пушкин – стихи.
Картины природы в
стихотворении.
Олицетворение
А.С.Пушкин«Зима!
Научатся прогнозировать содержание сказки; называть
Крестьянин,
волшебные события и предметы в сказках; участвовать в
торжествуя…» Средства обсуждении.
художественной
выразительности
А.Пушкин «Сказка о
рыбаке
и
рыбке».
Волшебные сказки
И.А.Крылов.
Басня Научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать
«Лебедь, Рак и Щука». басню и сказку, видеть структуру басни; понимать
Сравнение
басни
и нравственный смысл басен, характер героев.
сказки о животных
И. Крылов «Стрекоза и
Муравей».
Инсценировка басни
Л. Толстой «Старый дед Научатся воспринимать на слух художественные
и
внучек». произведения; соотносить смысл пословицы и
Нравственный
смысл прозаического произведения; пересказывать
текст
рассказа
подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа
на основе анализа их поступков, авторского отношения
к ним.
Л. Толстой «Филиппок», Научатся воспринимать на слух художественные
«Правда всего дороже», произведения; соотносить смысл пословицы и
«Котёнок».
прозаического произведения; пересказывать
текст
Нравственный
смысл подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа
рассказов
на основе анализа их поступков, авторского отношения
к ним.
Проверим себя и оценим Научатся воспринимать на слух художественные
42
43
44
45-46
47
48
49
50-51
52-53
54
свои
достижения. произведения; соотносить смысл пословицы и
Контрольная работа
прозаического произведения; пересказывать
текст
подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа
на основе анализа их поступков, авторского отношения
к ним.
О братьях наших меньших (12 часов)
Вводный
урок
по Научатся прогнозировать содержание раздела, выбирать
разделу
«О братьях виды деятельности на уроке, читать вслух с
наших
меньших». постепенным переходом на чтение про себя.
Выставка
книг
Н.Сладков «Они и мы».
Весёлые
стихи
о
животных А.Шибаева
Веселые
стихи
о Научатся прогнозировать содержание раздела, выбирать
животных.Заходера,
виды деятельности на уроке, читать вслух с
И.Пивоваровой. Приёмы постепенным переходом на чтение про себя.
сказочного текста в
стихотворении
Весёлые
стихи
о
животных В.Берестова.
Характеристика героев
на основе их поступков
М.Пришвин «Ребята и Научатся находить авторские сравнения и подбирать
утята».
свои; определять главных героев произведения;
Характеристика героев участвовать в обсуждении; получать возможность
на основе их поступков. научиться сочинять сказку.
Обучение пересказу по
совместно
составленному плану
Е Чарушин «Страшный Научатся определять героев и характеризовать их;
рассказ».
воспринимать на слух прочитанное; участвовать в
Характеристика героев
обсуждении; получат возможность научиться сочинять
Рассказ
Б.Житкова сказку
«Храбрый
утёнок».
Сочинение от третьего
лица(устное)
В.Бианки «Музыкант».
Подробный
пересказ
текста
В.Бианки «Сова». Работа
по сост. плана для
подробного
пересказа
сказки
Разноцветные
страницыПроверим себя
и
оценим
свои
достижения.
Контрольная работа
Из детских журналов ( 8 ч)
Вводный
урок
по Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный
разделу «Из детских вариант исправления допущенных ошибок.
журналов».
Выставка
журналов по теме
55-58
59-60
61
62
Веселые
стихи
Д.Хармса, С.Маршака,
Н.Гернет. Составление
вопросов
по
содержанию.
Произведения
из
детских журналов
Весёлые
стихи
Ю.Владимирова,
А.Введенского. Анализ
поэтического текста
Проверим себя и оценим
свои
достижения.
Проверка навыка чтения
Проект
«Любимый
детский журнал»
Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный
вариант исправления допущенных ошибок.
Научатся иллюстрировать журнал, писать свои рассказы
и стихи для журнала.
Научатся подбирать заголовок в соответствии
содержанием, планировать работу на уроке.
с
Люблю природу русскую. Зима ( 8 ч)
63
64
65
66
67
68
69
70
71
Вводный
урок
по
разделу
«Люблю
природу русскую». Зима.
Выставка книг. Зимние
загадки
И.Бунин, К.Бальмонт стихи о первом снеге.
Сравнение произведений
разных поэтов на одну
тему
Стихотворение о первом
снеге Я.Акима.
Словесная картина
Ф.Тютчев «Чародейкою
Зимою…»,
С.Есенин
«Поёт
зима
–
аукает…»Передача
с
помощью
интонации
настроение
стихотворения
С.Есенин
«Берёза»,
И.Грибарь «Февральская
лазурь».
Сравнение
произведений поэзии и
живописи
Русская народная сказка
«Два мороза». Пересказ
сказки близко к тексту
Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный
вариант исправления допущенных ошибок.
Научатся
прогнозировать
содержание
раздела;
воспринимать на слух прочитанное; участвовать в
обсуждении.
Научатся читать стихотворение, передавая с помощью
интонации настроение поэта; объяснять интересные
выражения в лирическом тексте.
Научатся читать стихотворение, передавая с помощью
интонации настроение поэта; объяснять интересные
выражения в лирическом тексте
Научатся
прогнозировать
содержание
раздела;
воспринимать на слух прочитанное; участвовать в
обсуждении.
С.Михалков
Научатся
прогнозировать
содержание
раздела;
«Новогодняя быль».
воспринимать на слух прочитанное; участвовать в
Обучение
обсуждении.
выразительному
рассказыванию сказки
Весёлые стихи о зиме.
Проверим себя и оценим Научатся
прогнозировать
содержание
раздела;
свои достижения.
72
73
74-75
76
77-78
79
80-81
82
83- 84
85-86
87-88
89
воспринимать на слух прочитанное; участвовать в
обсуждении.
Писатели детям ( 17 ч) 2-я часть
Вводный урок по теме Научатся
прогнозировать
содержание
раздела;
«Писатели – детям». воспринимать на слух художественный текст, передавать
Выставка
книг настроение стихотворений при помощи интонации.
К.Чуковский
«Путаница».
К.Чуковский «Радость». Научатся
прогнозировать
содержание
раздела;
Жанровые особенности воспринимать на слух художественный текст, передавать
сказочного
настроение стихотворений при помощи интонации
стихотворного средства.
Небылицы
К.
Чуковский
«Федорино
горе».
Особенности сказочного
стихотворного средства.
Чтение по ролям
Творчество
С.Я.Маршака для детей
«Кот
и
лодыри».
Инсценировка
стихотворения
С.Михалков
«Мой Научатся определять смысл произведения; обсуждать
секрет», «Сила воли».
заголовок; давать характеристику герою по его
Характеристика героев поступкам.
в соответствии с их
поступками
С.Михалков
«Мой
щенок».
Деление
стихотворения на части
Стихи А. Барто.
Научатся определять смысл произведения; обсуждать
Эмоциональная окраска заголовок; чувствовать ритм стихотворения.
и нравственный смысл
стихов.
Ритм
стихотворений
Н.Носов
«Затейники». Научатся определять идею произведения, отношение
Составление
плана автора и собственное отношение к литературному
текста.
Подробный персонажу, составлять картинный план.
пересказ
Н.Носов
«Живая Научатся определять идею произведения, отношение
шляпа».
автора и собственное отношение к литературному
Характеристика героев персонажу, составлять картинный план.
рассказа
Н.Носов «На горке». Научатся определять идею произведения, отношение
Отношение автора к автора и собственное отношение к литературному
герою
рассказа. персонажу, составлять картинный план.
Пересказ по плану
Обобщение по разделу Научатся обобщать прочитанные произведения по
«Писатели - детям». заданным параметрам; правильно называть книги(автор,
Конкурс
стихов название); ориентироваться в книге по обложке и
любимых поэтов
содержанию.
Я и мои друзья ( 10 ч)
Вводный
урок
по Научатся выбирать книги по заданной учителем теме;
90
91
92
93-94
95
96
97-98
99
100
101
102
103
разделу «Я и мои прогнозировать содержание раздела.
друзья». Выставка книг.
Сочинение по серии
сюжетных картинок
Стихи о дружбе и Научатся давать характеристику персонажу; составлять
друзьях В.Берестова, Э. небольшой рассказ о персонаже; выявлять подтекст
Мошковской, В.Лунина. читаемого произведения.
Подтекст произведения
Н.Булгаков «Анна, не Научатся анализировать заголовок произведения;
грусти».
определять идею произведения; иллюстрировать текст.
Смысл
названия
рассказа
Ю.Ермолаев
«Два Научатся определять идею произведения; отношение
пирожных».
автора и собственное отношение к литературному
Определение
идеи персонажу.
произведения
В.Осеева
«Волшебное Научатся определять идею произведения; отношение
слово». Характеристика автора и собственное отношение к литературному
героев произведения
персонажу.
В.Осеева
«Хорошее». Научатся оценивать события, героев произведения,
Чтение по ролям
анализировать взаимоотношения героев произведения.
В.Осеева
«Почему?»
Сочинение
рассуждение
на
заданную тему (устно)
Разноцветные страницы Научатся обобщать прочитанные произведения по
Проверим себя и оценим заданным параметрам; правильно называть книги(автор,
свои
достижения, название); ориентироваться в книге по обложке и
Контрольная работа
содержанию.
Люблю природу русскую. Весна ( 9 ч)
Вводный
урок
по Научатся отгадывать загадки, моделировать свои
разделу
«Люблю загадки, составлять мини-рассказ о весне.
природу
русскую».
Весна. Выставка книг.
Весенние загадки
Ф.Тютчев
«Весенние Научатся определять тему и главную мысль
воды».
Определение произведения; озаглавливать тексты; ставить вопросы к
настроения лирического прочитанному; выделять главное и второстепенное.
героя
Стихи А.Плещеева о
«Весна»,
«Сельская
песенка».
Сравнение
стихотворений одного
автора
А.Блок
«На
лугу».
Словесные
картины
весенней природы
С.Маршак «Снег теперь
уже не тот…» из сказки
С.Маршака «Двенадцать
месяцев». Определение
настроения лирического
героя
Научатся
осознанно
читать
художественное
произведение; оценивать события; прогнозировать
содержание по заголовку; анализировать стихотворный
текст.
Научатся определять тему и главную мысль
стихотворений; анализировать заголовки; находить в
тексте логически законченные части.
Научатся находить авторские сравнения и подбирать
свои; выделять в тексте главное и второстепенное.
104
105
И.Бунин
«Матери».
А.Плещеев «В бурю».
Средства
выразительности
в
поэтических
произведениях
Е. Благинина «Посидим
в
тишине»,
Э.Мошковская «Я маму
мою
обидел».
Определять и описывать
чувства
лирического
героя
Научатся определять тему и главную мысль
стихотворений; анализировать заголовки; находить в
тексте логически законченные части.
Научатся находить авторские сравнения и подбирать
свои; выделять в тексте главное и второстепенное.
Научатся пересказывать текст, читать по ролям; делить
текст на смысловые части; выделять в тексте главное и
второстепенное.
106
Проверим себя и оценим Научатся прогнозировать содержание по заголовку;
свои достижения.
анализировать стихотворный текст; оценивать события.
И в шутку и всерьёз ( 14 ч )
107
Вводный урок по теме
«И в шутку и всерьёз».
Выставка
книг.
Сочинение
по
сюжетным картинкам
Весёлые
стихи
Б.Заходера.
Инсценирование
стихотворения
А.Милн в переводе
Б.Заходера « Песенка
Винни-Пуха».
Сопоставлять героев в
изображении автора и
переводчика
Э.Успенский
«Чебурашка».
Создание сценария
Весёлые
стихи
Э.Успенского «Если бы
я был девчонкой»,
«Над нашей квартирой»,
«Память».
Анализ
заголовка
Весёлые
стихи
В.Берестова
«Знакомый»,
«Путешественники»,
«Кисточка».
Определение
средств
художественной
выразительности
Весёлые
стихи
И.Токмаковой «Плим»,
«В
чудной
стране».
Определять
средства
художественной
108
109-110
111 - 112
113-114
115
116
Научатся определять темы произведений; находить в
тексте логически законченные части произведения.
Научатся осознанно читать художественный текст;
оценивать события, героев произведения; анализировать
стихотворный текст.
Научатся
давать
характеристику
необычным
персонажам; читать осознанно текст художественных
произведений; определять тему и главную мысль
произведения; оценивать события, героев произведения.
Научатся понимать настроение лирического героя;
определять тему и главную мысль произведения; читать
осознанно, выразительно.
Научатся понимать настроение лирического героя;
определять тему и главную мысль произведения; читать
осознанно, выразительно.
117118
119120
121
122
123
124-125
126-127
128-129
130
131-133
134
135
выразительности
в
стихотворении
Г.Остер
«Будем
знакомы». Особенности
юмористического
произведения
Научатся понимать содержание текста и подтекста
несложных по художественному и смысловому уровню
произведений; определять слово по элементам входящих
в него букв; давать персонажам достаточную
характеристику
Рассказ
В.Драгунский Научатся понимать настроение лирического героя;
«Тайное
становится определять тему и главную мысль произведения; читать
явным». Восстановление осознанно, выразительно.
последовательности
текста
Проверим
себя
и Научатся понимать содержание текста и подтекста
оценим
свои несложных по художественному и смысловому уровню
достижения.
произведений; определять слово по элементам входящих
Контрольная работа
в него букв; давать персонажам достаточную
характеристику.
Литература зарубежных стран ( 10 ч)
Вводный
урок
по Научатся понимать содержание текста и подтекста
разделу
«Литература несложных по художественному и смысловому уровню
зарубежных
стран». произведений;
Выставка книг
Американские,
Научатся анализировать заголовок произведенияанглийские,
определять тему и главную мысль.
французские, немецкие
народные песенки в
переводе
русских
поэтов.
Сравнение
произведений
устного
народного творчества
Ш.Перро
«Кот
в Научатся прогнозировать содержание произведения;
сапогах».
Изменение выбирать книгу для самостоятельного чтения;
содержания сказки
сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских
сказок.
Ш.Перро
«Красная Научатся делить текст на смысловые части, составлять
Шапочка».
Сравнение его простой план; оценивать события, героев
книг разных изданий в произведения.
разных переводах
Г.Х.Андерсен
Научатся понимать содержание текста и подтекста
«Принцесса
на несложных по художественному и смысловому уровню
горошине». Пересказ по произведений;
давать
персонажам
достаточную
плану
характеристику.
Проверим себя и оценим Научатся планировать свои действия, контролировать
свои
достижения. себя
Итоговая
контрольная
работа
Э.Хогарт «Мафин и Научатся сравнивать персонажей разных произведений;
паук». Характеристика ориентироваться в тексте изученных произведений;
героев сказки. Пересказ
сказки по плану
Разноцветные страницы. Научатся планировать свои действия, контролировать
Проверим себя и оценим себя
свои достижения
Урок-викторина
136
«Книжкины друзья
Обобщающий урок.
О чем мы будем читать
летом.
Урокрекомендация.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Календарно – тематическое планирование составлено на основании годового календарного
графика. Авторы ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР, разработанных Р. Д. Тригер, Ю. А.
Костенковой, С. Г. Шевченко, Г. М. Капустиной и другими авторами, сознательно отказались от
граф оценки результатов для обучающихся с ЗПР (в связи с их психологическими особенностями)
прогнозировать достижение определенного результата в ограниченный по времени срок (особенно
когда речь идет о личностных и метапредметных результатах) совершенно невозможно. В
СООТВЕТСТВИИ с этими рекомендациями составлено наше календарно-тематическое
планирование и рассчитано на 136 ч.
Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования
(КТП) рабочей программы)
Предмет: литературное чтение
Класс: 2«А»
Учитель:
№ Даты
Даты
Тема
Количество Причина
Способ
у по осн. провед
часов
корректир корректи
р КТП
ения
ровки
по
дан овки
о
о
к
план
а
у