ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой
психического развития разработана в соответствии со следующими документами:
– статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
– приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
– приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья»;
– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2016г. № 8-334;
– письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015г. № 8-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»
– адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ СОШ №14;
– Устав школы.
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей
с ограниченными возможностями здоровья, Рабочей адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического
развития, учебного плана МОУ СОШ №62, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»
Образовательная система «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы,
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2011).
Рабочая программа адресована обучающимся с задержкой психического развития
общеобразовательного 2 класса МОУ СОШ №62.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает цензовое образование, сопоставимое
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, но в пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт
введения первого дополнительного класса.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР
полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или)
физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию
готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования.
Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность,
самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательный процесс построен на:
– усилении практической направленности изучаемого материала;
– выделении сущностных признаков изучаемых явлений;
– опоре на жизненный опыт обучающегося;
– опоре на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так
и между предметами;
– соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
– введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию
познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений обучающихся, формирование школьнозначимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
– гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности обучающегося, учёт его интересов и
потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
– педагогической целесообразности: интеграция усилий педагога и родителей.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
— получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
— получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
— обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
— психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
— психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
общего тонуса и др.);
— увеличение сроков освоения АООП НОО ОВЗ до 5 лет;
— гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания
отдельных предметных областей, использования соответствующих методик и технологий;
— упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
— наглядно-действенный характер содержания образования;
— обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
—
—
—
—
—
—
—
—
—
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, включающее специальную психо-коррекционную помощь,
направленную на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества
с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
Для обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо соблюдать следующие условия
обучения:
1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям
обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным
знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи,
ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его
индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта.
Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2
образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом
планировании.
Общей целью изучения предмета «Окружающий мир» является воспитание гуманного,
творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей
обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в образовании.
Задачи:
•
формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома
своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
• формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
• формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
• формировать образное представление о природе родного края, воспитывать любовь и уважение к
своей малой родине;
• формировать опыт экологически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и общественных дисциплин;
формировать навык работы с научным текстом.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №62 окружающий мир во 2 классе изучается в
образовательной области «Обществознание и естествознание» в объеме 2 часов в неделю. Общий объём
учебного времени составляет 68 часов, включая внутрипредметный модуль (ВПМ) «ОБЖ» (14 часов).
Модуль основан на авторском пособии Максимовой Т.Н. Поурочные разработки по основам
безопасности жизнедеятельности: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с. – (В помощь школьному
учителю). Задачи модуля: развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребёнка самостоятельности
в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета соединяет в равной
мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал
естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения
мира в его важнейших взаимосвязях. Окружающий мир является для младших школьников значимой
частью всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности
•
•
•
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные
символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы
на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые
события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и
общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам,
Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи
в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы,
птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в
природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и
рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
— на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
— различать символы РФ;
— различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
— группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
— различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
— различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
— читать информацию, представленную в схеме, таблице;
— используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
— соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека,
органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения;
Родина, столица, родной край, регион);
— понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление,
вещество; заповедник);
— понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья
(режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие
бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как
живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
— контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по
решению учебной задачи;
— оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и
одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
— строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры
общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
— проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее
дело;
— определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав
и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение
к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и
в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа
в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение
к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при
их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
— узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
— распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
— приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
ажных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты
с природными объектами, измерения;
— приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
— ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;
— создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощи людям, нуждающимся в ней;
— соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного
поведения пассажира наземного транспорта и метро;
— соблюдать режим дня и питания;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа
в Интернет;
— безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случае необходимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица
на карте.
2
0
0
Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций, чтение текстов о федеративном
устройстве России, о многонациональном
составе населения страны;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
http://pedsovet.su/load/2411-0-44999
1.2.
Государственные символы России, символика своего региона.
1
0
0
Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций, чтение текстов о федеративном
устройстве России, о многонациональном
составе населения страны;
Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
1.3.
Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы
истории Москвы.
2
1
0
Рассказ учителя по теме «История
возникновения Москвы»;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
1.4.
Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.
2
0
0
Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных источников
информации);
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
1.5.
Россия — многонациональное государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники.
1
0
0
Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций, чтение текстов о федеративном
устройстве России, о многонациональном
составе населения страны;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
1.6.
Родной край, его природные и культурные достопримечательности.
2
0
0
Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных источников
информации);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
1.7.
Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный
город на карте.
2
0
0
Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных источников
информации);
Устный
опрос;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
1.8.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение
труда в жизни человека и общества.
1
0
0
Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных источников
информации);
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
1.9.
Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и
традиции.
2
0
0
Учебный диалог по теме «Послушаем друг
друга, расскажем о своей семье»;
Практическая работа по теме «Составление
схемы родословного древа семьи»;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
1.10.
Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.
1
0
0
Обсуждение обязанностей в семье, семейных
традиций, совместный труд и отдых;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
1.11.
Правила культурного поведения в общественных местах.
1
0
0
Учебный диалог по теме «Оцени себя —
умеешь ли ты сдерживать эмоции?»;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
1.12
Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению
и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
2
1
0
Анализ ситуаций, раскрывающих примеры
гуманного отношения к людям;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
19
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.
3
0
0
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
Практическая работа с глобусом;
Рассказ учителя, работа с текстом учебника:
описание и особенности океанов и материков
на Земле;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
2.2.
Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.
3
0
0
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
2.3.
Изображения Земли: глобус, карта, план.
2
0
0
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
2.4.
Карта мира. Материки, океаны.
3
1
0
Рассказ учителя, работа с текстом учебника:
описание и особенности океанов и материков
на Земле;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
2.5.
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его
устройство, ориентирование на местности.
2
0
0
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
Работа с компасом. Просмотр
видеофрагментов.;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
2.6.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.
2
0
0
Экскурсия в парк: сравнение деревьев,
кустарников, трав;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
2.7.
Дикорастущие и культурные растения.
2
0
0
Классификация растений (по иллюстрациям):
дикорастущие — культурные;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
2.8.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.
3
1
0
Работа в группах с иллюстративным
материалом: составление коллективного
рассказа по теме «Каким бывает растение в
разные сезоны»;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
2.9.
Мир животных (фауна).
3
0
0
Дидактическая игра по теме «Угадай
животное по описанию»;
Устный
опрос;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
2.10.
Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся:
общая характеристика (особенности внешнего вида, движений,
питания, размножения).
3
0
0
Логическая задача по теме «Найди ошибку —
какое животное попало в эту группу
случайно»;
Работа в группах: подготовьте вопросы о
жизни животных для других групп;
Устный
опрос;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
2.11.
Сезонная жизнь животных.
3
0
0
Учебный диалог с использованием
иллюстративного материала по теме «Как
живут животные в разные времена года»;
Устный
опрос;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
2.12
Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги.
3
0
0
Учебный диалог по теме «Что такое Красная
книга?»;
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему: «Растения и животные
Красной книги»;
Устный
опрос;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
2.13
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила
нравственного поведения на природе.
3
1
0
Коллективное составление памятки по теме
«Правила поведения в заповедных местах»;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество
приёмов пищи и рацион питания).
2
0
0
Учебный диалог по теме «Зачем нужен
режим дня? Почему нужно правильно
питаться?»;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
3.2.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
2
1
0
Учебный диалог по теме «Зачем нужен
режим дня? Почему нужно правильно
питаться?»;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
3.3.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила
поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на
пришкольной территории).
3
0
0
Беседа по теме «Что может случиться на
прогулке, на игровой площадке, дома и в
школе, если не соблюдать правила
безопасности»;
Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
3.4.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро. Номера телефонов экстренной помощи.
2
0
0
Беседа по теме «Правила поведения в
общественном транспорте»;
Устный
опрос;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
3.5.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
3
1
0
Практическая работа по теме «Правила
пользования компьютером»;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
12
Резервное время
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
7
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Наша Родина — Россия,
Российская Федерация.
1
0
0
Устный
опрос;
2.
Россия и её столица на карте. 1
0
0
Устный опрос;
3.
Государственные символы
России, символика своего
региона.
1
0
0
Устный опрос
4.
Москва — столица.
Достопримечательности
Москвы. Страницы истории
Москвы.
1
0
0
Устный
опрос;
5.
Входной контроль
1
1
0
6.
Города России
1
0
0
Устный
опрос;
7.
Свой регион и его столица на 1
карте РФ.
0
0
Устный опрос;
8.
1
Россия —
многонациональное
государство. Народы России,
их традиции, обычаи,
праздники.
0
0
Устный
опрос;
9.
Родной край, его природные
и культурные
достопримечательности.
1
0
0
Устный
опрос;
10. Родной край, его природные
и культурные
достопримечательности.
1
0
0
Письменный
контроль;
11. Значимые события истории
родного края.
1
0
0
Устный
опрос;
12. Свой регион и его главный
город на карте.
1
0
0
Тестирование;
16.09
Контрольная
работа;
13. Хозяйственные занятия,
профессии жителей родного
края. Значение труда в
жизни человека и общества.
1
0
0
Устный
опрос;
14. Семья — коллектив.
Семейное древо.
1
0
0
Устный опрос;
Семейные ценности. и
традиции.
1
1
0
16. Совместный труд и отдых.
Участие детей в делах семьи.
1
0
0
Устный
опрос;
17. Правила культурного
поведения в общественных
местах.
1
0
0
Устный
опрос;
18. Доброта, справедливость,
честность, уважение к
чужому мнениюи
особенностям других людей
— главные правила
взаимоотношений членов
общества.
1
0
0
Устный
опрос;
19. Доброта, справедливость,
честность, уважение к
чужому мнениюи
особенностям других людей
— главные правила
взаимоотношений членов
общества.
1
1
0
Контрольная
работа;
20. Наблюдения, опыты,
измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения
звёздного неба.
1
0
0
Устный
опрос;
21. Наблюдения, опыты,
измерения. Планеты.
1
0
0
Устный опрос;
22. Наблюдения, опыты,
измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.
1
0
0
Тестирование;
23. Чем Земля отличается от
других планет. Условия
жизни на Земле.
1
0
0
Устный
опрос;
15.
21.10
Контр.р
аб
24. Чем Земля отличается от
других планет. Условия
жизни на Земле.
1
0
0
Устный
опрос;
25. Чем Земля отличается от
других планет. Условия
жизни на Земле.
1
0
0
Устный
опрос;
26. Изображения Земли: глобус,
карта, план.
1
0
0
Устный
опрос;
27. Изображения Земли: глобус,
карта, план.
1
0
0
Устный
опрос;
28. Карта мира. Материки,
океаны.
1
0
0
Устный
опрос;
29. Карта мира. Материки,
океаны.
1
0
0
Устный опрос;
30. Карта мира. Материки,
океаны.
1
0
0
Устный опрос;
31. Определение сторон
горизонта при помощи
компаса. Компас, его
устройство, ориентирование
на местности.
1
1
0
32. Определение сторон
горизонта при помощи
компаса. Компас, его
устройство, ориентирование
на местности.
1
0
0
Устный опрос;
33. Многообразие растений.
Деревья, кустарники, травы.
1
0
0
Устный
опрос;
34. Многообразие растений.
Деревья, кустарники, травы.
1
0
0
Устный
опрос;
35. Дикорастущие и культурные
растения.
1
0
0
Устный
опрос;
36. Дикорастущие и культурные
растения.
1
0
0
Устный
опрос;
37. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни
растения.
1
0
0
Устный
опрос;
26.12
Контро
льная
работа;
38. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни
растения.
1
0
0
Устный
опрос;
39. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни
растения.
1
1
0
Контрольная
работа;
40. Мир животных (фауна).
1
0
0
Устный
опрос;
41. Мир животных (фауна).
1
0
0
Устный
опрос;
42. Мир животных (фауна).
1
0
0
Тестирование;
43. Насекомые, рыбы, птицы,
1
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика (особенности
внешнего вида, движений,
питания, размножения).
0
0
Устный
опрос;
1
Насекомые, рыбы, птицы,
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика (особенности
внешнего вида, движений,
питания, размножения).
0
0
Устный
опрос;
45. Насекомые, рыбы, птицы,
1
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика (особенности
внешнего вида, движений,
питания, размножения).
0
0
Тестирование;
46. Сезонная жизнь животных.
1
0
0
Устный
опрос;
47. Сезонная жизнь животных.
1
0
0
Устный
опрос;
48. Сезонная жизнь животных.
1
0
0
Тестирование;
49. Красная книга России,
её значение.
1
0
0
Устный
опрос;
1
0
0
Устный
опрос;
44.
50.
Отдельные представители
растений и животных
Красной книги.
1
0
0
Тестирование;
52. Заповедники, природные
парки. .
1
0
0
Устный
опрос;
53. Заповедники, природные
парки. Охрана природы.
Правила нравственного
поведения на природе.
1
0
0
Устный
опрос;
54. Заповедники, природные
парки. Охрана природы.
Правила нравственного
поведения на природе.
Контр. работа
1
1
0
Контрольная
работа;
55. Здоровый образ жизни:
режим дня (чередование сна,
учебных занятий,
двигательной активности) и
рациональное питание
(количество приёмов пищи и
рацион питания).
1
0
0
Устный
опрос;
56. Здоровый образ жизни:
режим дня (чередование сна,
учебных занятий,
двигательной активности) и
рациональное питание
(количество приёмов пищи и
рацион питания).
1
0
0
Устный опрос;
57. Физическая культура,
1
закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и
укрепления здоровья.
0
0
Устный
опрос;
58. Физическая культура,
1
закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и
укрепления здоровья.
1
0
Контрольная
работа;
59. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы,
правила поведения на
занятиях, переменах).
0
0
Устный
опрос;
51.
Отдельные представители
растений и животных
Красной книги.
1
60. Правила безопасности в
школе ( при приёмах пищи, а
также на пришкольной
территории).
1
0
0
Устный
опрос;
61. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы,
правила поведения на
занятиях, переменах, при
приёмах пищи, а также на
пришкольной территории).
1
0
0
Устный опрос;
62. Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта и
метро. Номера телефонов
экстренной помощи.
1
0
0
Устный
опрос;
63. Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта и
метро. Номера телефонов
экстренной помощи.
1
0
0
Тестирование;
64. Правила поведения при
пользовании компьютером.
Безопасность в Интернете
(коммуникация в
мессенджерах и социальных
группах) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.
1
0
0
Устный
опрос;
65. Правила поведения при
пользовании компьютером.
Безопасность в Интернете
(коммуникация в
мессенджерах и социальных
группах) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.
1
0
0
Устный опрос;
66. Правила поведения при
пользовании компьютером.
Безопасность в Интернете
(коммуникация в
мессенджерах и социальных
группах) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.
1
1
0
67. Резерв
1
0
0
68. Резерв
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
7
0
Контрольная
работа;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Издательство: Эксмодетство, 2021 г. Окружающий мир. 2 класс. Дневник наблюдений и проектов.
ФГОС Автор: Жиренко Ольга Егоровна, Мурзина Мария Сергеевна Издательство: Вако, 2022 г
Окружающий мир. 2 класс. Поурочные разработки. Школа России. 2021г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ ID 123395
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор, комьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ