АРП Окружающий мир 2 класс (7.2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой
психического развития разработана в соответствии со следующими документами:
– статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
– приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
– приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья»;
– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2016г. № 8-334;
– письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015г. № 8-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»
– адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ СОШ №14;
– Устав школы.
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей
с ограниченными возможностями здоровья, Рабочей адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического
развития, учебного плана МОУ СОШ №62, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»
Образовательная система «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы,
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2011).
Рабочая программа адресована обучающимся с задержкой психического развития
общеобразовательного 2 класса МОУ СОШ №62.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает цензовое образование, сопоставимое
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, но в пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт
введения первого дополнительного класса.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР
полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или)
физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию
готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования.
Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность,
самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния.

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательный процесс построен на:
– усилении практической направленности изучаемого материала;
– выделении сущностных признаков изучаемых явлений;
– опоре на жизненный опыт обучающегося;
– опоре на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так
и между предметами;
– соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
– введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию
познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений обучающихся, формирование школьнозначимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
– гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности обучающегося, учёт его интересов и
потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
– педагогической целесообразности: интеграция усилий педагога и родителей.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
— получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
— получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
— обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
— психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
— психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
общего тонуса и др.);
— увеличение сроков освоения АООП НОО ОВЗ до 5 лет;
— гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания
отдельных предметных областей, использования соответствующих методик и технологий;
— упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
— наглядно-действенный характер содержания образования;
— обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;

—
—
—
—
—
—

—

—

—

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, включающее специальную психо-коррекционную помощь,
направленную на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества
с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).

Для обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо соблюдать следующие условия
обучения:
1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям
обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным
знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи,
ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его
индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта.

Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2
образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом
планировании.
Общей целью изучения предмета «Окружающий мир» является воспитание гуманного,
творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей
обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в образовании.
Задачи:
•
формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома
своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
• формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
• формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
• формировать образное представление о природе родного края, воспитывать любовь и уважение к
своей малой родине;
• формировать опыт экологически обоснованного поведения в природе и социальной среде;

развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и общественных дисциплин;
формировать навык работы с научным текстом.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №62 окружающий мир во 2 классе изучается в
образовательной области «Обществознание и естествознание» в объеме 2 часов в неделю. Общий объём
учебного времени составляет 68 часов, включая внутрипредметный модуль (ВПМ) «ОБЖ» (14 часов).
Модуль основан на авторском пособии Максимовой Т.Н. Поурочные разработки по основам
безопасности жизнедеятельности: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с. – (В помощь школьному
учителю). Задачи модуля: развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребёнка самостоятельности
в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета соединяет в равной
мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал
естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения
мира в его важнейших взаимосвязях. Окружающий мир является для младших школьников значимой
частью всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности
•
•
•

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные
символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы
на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые
события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и
общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам,
Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи
в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы,
птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в
природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и
рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
— на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
— различать символы РФ;
— различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);

— группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
— различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
— различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
— читать информацию, представленную в схеме, таблице;
— используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
— соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека,
органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения;
Родина, столица, родной край, регион);
— понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление,
вещество; заповедник);
— понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья
(режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие
бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как
живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
— контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по
решению учебной задачи;
— оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и
одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
— строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры
общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
— проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее

дело;

— определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
•

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения

со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
•

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,

организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебного

предмета

через

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
•

применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к

получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•

организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими

одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации

ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав
и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение
к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и
в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных

ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа
в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение
к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,

фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при
их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
— узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
— распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;

— приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
ажных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты
с природными объектами, измерения;
— приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
— ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;
— создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощи людям, нуждающимся в ней;
— соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного
поведения пассажира наземного транспорта и метро;
— соблюдать режим дня и питания;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа
в Интернет;
— безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случае необходимости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица
на карте.

2

0

0

Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций, чтение текстов о федеративном
устройстве России, о многонациональном
составе населения страны;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://pedsovet.su/load/2411-0-44999

1.2.

Государственные символы России, символика своего региона.

1

0

0

Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций, чтение текстов о федеративном
устройстве России, о многонациональном
составе населения страны;
Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

1.3.

Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы
истории Москвы.

2

1

0

Рассказ учителя по теме «История
возникновения Москвы»;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

1.4.

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.

2

0

0

Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных источников
информации);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.5.

Россия — многонациональное государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники.

1

0

0

Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций, чтение текстов о федеративном
устройстве России, о многонациональном
составе населения страны;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.6.

Родной край, его природные и культурные достопримечательности.

2

0

0

Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных источников
информации);

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

1.7.

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный
город на карте.

2

0

0

Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных источников
информации);

Устный
опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

1.8.

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение
труда в жизни человека и общества.

1

0

0

Составление сообщения об истории родного
края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных источников
информации);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.9.

Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и
традиции.

2

0

0

Учебный диалог по теме «Послушаем друг
друга, расскажем о своей семье»;
Практическая работа по теме «Составление
схемы родословного древа семьи»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

1.10.

Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.

1

0

0

Обсуждение обязанностей в семье, семейных
традиций, совместный труд и отдых;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.11.

Правила культурного поведения в общественных местах.

1

0

0

Учебный диалог по теме «Оцени себя —
умеешь ли ты сдерживать эмоции?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

1.12

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению
и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.

2

1

0

Анализ ситуаций, раскрывающих примеры
гуманного отношения к людям;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

19

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.

3

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
Практическая работа с глобусом;
Рассказ учителя, работа с текстом учебника:
описание и особенности океанов и материков
на Земле;

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

2.2.

Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.

3

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

2.3.

Изображения Земли: глобус, карта, план.

2

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

2.4.

Карта мира. Материки, океаны.

3

1

0

Рассказ учителя, работа с текстом учебника:
описание и особенности океанов и материков
на Земле;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

2.5.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его
устройство, ориентирование на местности.

2

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
Работа с компасом. Просмотр
видеофрагментов.;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

2.6.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

2

0

0

Экскурсия в парк: сравнение деревьев,
кустарников, трав;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

2.7.

Дикорастущие и культурные растения.

2

0

0

Классификация растений (по иллюстрациям):
дикорастущие — культурные;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/

2.8.

Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.

3

1

0

Работа в группах с иллюстративным
материалом: составление коллективного
рассказа по теме «Каким бывает растение в
разные сезоны»;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

2.9.

Мир животных (фауна).

3

0

0

Дидактическая игра по теме «Угадай
животное по описанию»;

Устный
опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

2.10.

Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся:
общая характеристика (особенности внешнего вида, движений,
питания, размножения).

3

0

0

Логическая задача по теме «Найди ошибку —
какое животное попало в эту группу
случайно»;
Работа в группах: подготовьте вопросы о
жизни животных для других групп;

Устный
опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

2.11.

Сезонная жизнь животных.

3

0

0

Учебный диалог с использованием
иллюстративного материала по теме «Как
живут животные в разные времена года»;

Устный
опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

2.12

Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги.

3

0

0

Учебный диалог по теме «Что такое Красная
книга?»;
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по
выбору) на тему: «Растения и животные
Красной книги»;

Устный
опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

2.13

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила
нравственного поведения на природе.

3

1

0

Коллективное составление памятки по теме
«Правила поведения в заповедных местах»;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество
приёмов пищи и рацион питания).

2

0

0

Учебный диалог по теме «Зачем нужен
режим дня? Почему нужно правильно
питаться?»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

3.2.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.

2

1

0

Учебный диалог по теме «Зачем нужен
режим дня? Почему нужно правильно
питаться?»;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

3.3.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила
поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на
пришкольной территории).

3

0

0

Беседа по теме «Что может случиться на
прогулке, на игровой площадке, дома и в
школе, если не соблюдать правила
безопасности»;
Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

3.4.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро. Номера телефонов экстренной помощи.

2

0

0

Беседа по теме «Правила поведения в
общественном транспорте»;

Устный
опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

3.5.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.

3

1

0

Практическая работа по теме «Правила
пользования компьютером»;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

12

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Наша Родина — Россия,
Российская Федерация.

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Россия и её столица на карте. 1

0

0

Устный опрос;

3.

Государственные символы
России, символика своего
региона.

1

0

0

Устный опрос

4.

Москва — столица.
Достопримечательности
Москвы. Страницы истории
Москвы.

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Входной контроль

1

1

0

6.

Города России

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Свой регион и его столица на 1
карте РФ.

0

0

Устный опрос;

8.

1
Россия —
многонациональное
государство. Народы России,
их традиции, обычаи,
праздники.

0

0

Устный
опрос;

9.

Родной край, его природные
и культурные
достопримечательности.

1

0

0

Устный
опрос;

10. Родной край, его природные
и культурные
достопримечательности.

1

0

0

Письменный
контроль;

11. Значимые события истории
родного края.

1

0

0

Устный
опрос;

12. Свой регион и его главный
город на карте.

1

0

0

Тестирование;

16.09

Контрольная
работа;

13. Хозяйственные занятия,
профессии жителей родного
края. Значение труда в
жизни человека и общества.

1

0

0

Устный
опрос;

14. Семья — коллектив.
Семейное древо.

1

0

0

Устный опрос;

Семейные ценности. и
традиции.

1

1

0

16. Совместный труд и отдых.
Участие детей в делах семьи.

1

0

0

Устный
опрос;

17. Правила культурного
поведения в общественных
местах.

1

0

0

Устный
опрос;

18. Доброта, справедливость,
честность, уважение к
чужому мнениюи
особенностям других людей
— главные правила
взаимоотношений членов
общества.

1

0

0

Устный
опрос;

19. Доброта, справедливость,
честность, уважение к
чужому мнениюи
особенностям других людей
— главные правила
взаимоотношений членов
общества.

1

1

0

Контрольная
работа;

20. Наблюдения, опыты,
измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения
звёздного неба.

1

0

0

Устный
опрос;

21. Наблюдения, опыты,
измерения. Планеты.

1

0

0

Устный опрос;

22. Наблюдения, опыты,
измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.

1

0

0

Тестирование;

23. Чем Земля отличается от
других планет. Условия
жизни на Земле.

1

0

0

Устный
опрос;

15.

21.10

Контр.р
аб

24. Чем Земля отличается от
других планет. Условия
жизни на Земле.

1

0

0

Устный
опрос;

25. Чем Земля отличается от
других планет. Условия
жизни на Земле.

1

0

0

Устный
опрос;

26. Изображения Земли: глобус,
карта, план.

1

0

0

Устный
опрос;

27. Изображения Земли: глобус,
карта, план.

1

0

0

Устный
опрос;

28. Карта мира. Материки,
океаны.

1

0

0

Устный
опрос;

29. Карта мира. Материки,
океаны.

1

0

0

Устный опрос;

30. Карта мира. Материки,
океаны.

1

0

0

Устный опрос;

31. Определение сторон
горизонта при помощи
компаса. Компас, его
устройство, ориентирование
на местности.

1

1

0

32. Определение сторон
горизонта при помощи
компаса. Компас, его
устройство, ориентирование
на местности.

1

0

0

Устный опрос;

33. Многообразие растений.
Деревья, кустарники, травы.

1

0

0

Устный
опрос;

34. Многообразие растений.
Деревья, кустарники, травы.

1

0

0

Устный
опрос;

35. Дикорастущие и культурные
растения.

1

0

0

Устный
опрос;

36. Дикорастущие и культурные
растения.

1

0

0

Устный
опрос;

37. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни
растения.

1

0

0

Устный
опрос;

26.12

Контро
льная
работа;

38. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни
растения.

1

0

0

Устный
опрос;

39. Связи в природе. Годовой
ход изменений в жизни
растения.

1

1

0

Контрольная
работа;

40. Мир животных (фауна).

1

0

0

Устный
опрос;

41. Мир животных (фауна).

1

0

0

Устный
опрос;

42. Мир животных (фауна).

1

0

0

Тестирование;

43. Насекомые, рыбы, птицы,
1
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика (особенности
внешнего вида, движений,
питания, размножения).

0

0

Устный
опрос;

1
Насекомые, рыбы, птицы,
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика (особенности
внешнего вида, движений,
питания, размножения).

0

0

Устный
опрос;

45. Насекомые, рыбы, птицы,
1
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика (особенности
внешнего вида, движений,
питания, размножения).

0

0

Тестирование;

46. Сезонная жизнь животных.

1

0

0

Устный
опрос;

47. Сезонная жизнь животных.

1

0

0

Устный
опрос;

48. Сезонная жизнь животных.

1

0

0

Тестирование;

49. Красная книга России,
её значение.

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

44.

50.

Отдельные представители
растений и животных
Красной книги.

1

0

0

Тестирование;

52. Заповедники, природные
парки. .

1

0

0

Устный
опрос;

53. Заповедники, природные
парки. Охрана природы.
Правила нравственного
поведения на природе.

1

0

0

Устный
опрос;

54. Заповедники, природные
парки. Охрана природы.
Правила нравственного
поведения на природе.
Контр. работа

1

1

0

Контрольная
работа;

55. Здоровый образ жизни:
режим дня (чередование сна,
учебных занятий,
двигательной активности) и
рациональное питание
(количество приёмов пищи и
рацион питания).

1

0

0

Устный
опрос;

56. Здоровый образ жизни:
режим дня (чередование сна,
учебных занятий,
двигательной активности) и
рациональное питание
(количество приёмов пищи и
рацион питания).

1

0

0

Устный опрос;

57. Физическая культура,
1
закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и
укрепления здоровья.

0

0

Устный
опрос;

58. Физическая культура,
1
закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и
укрепления здоровья.

1

0

Контрольная
работа;

59. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы,
правила поведения на
занятиях, переменах).

0

0

Устный
опрос;

51.

Отдельные представители
растений и животных
Красной книги.

1

60. Правила безопасности в
школе ( при приёмах пищи, а
также на пришкольной
территории).

1

0

0

Устный
опрос;

61. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы,
правила поведения на
занятиях, переменах, при
приёмах пищи, а также на
пришкольной территории).

1

0

0

Устный опрос;

62. Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта и
метро. Номера телефонов
экстренной помощи.

1

0

0

Устный
опрос;

63. Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта и
метро. Номера телефонов
экстренной помощи.

1

0

0

Тестирование;

64. Правила поведения при
пользовании компьютером.
Безопасность в Интернете
(коммуникация в
мессенджерах и социальных
группах) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.

1

0

0

Устный
опрос;

65. Правила поведения при
пользовании компьютером.
Безопасность в Интернете
(коммуникация в
мессенджерах и социальных
группах) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.

1

0

0

Устный опрос;

66. Правила поведения при
пользовании компьютером.
Безопасность в Интернете
(коммуникация в
мессенджерах и социальных
группах) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.

1

1

0

67. Резерв

1

0

0

68. Резерв

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

7

0

Контрольная
работа;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Издательство: Эксмодетство, 2021 г. Окружающий мир. 2 класс. Дневник наблюдений и проектов.
ФГОС Автор: Жиренко Ольга Егоровна, Мурзина Мария Сергеевна Издательство: Вако, 2022 г
Окружающий мир. 2 класс. Поурочные разработки. Школа России. 2021г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ ID 123395

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор, комьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».